«МЕРТВЕЙ, ЧЕМ МЕРТВЫЙ ЛЕНИН»
Исаак Бабель. Письма другу: из архива И.Л.Лившица. – М.: Три квадрата, 2007. – 160 с.
Первая (по большей части) публикация писем выдающегося прозаика Исаака Бабеля (1894–1940), адресованных Исааку Леопольдовичу Лившицу (1892–1978). Лившиц был верным другом писателя, его поверенным в личных делах, доверенным лицом в вопросах книгоиздания. Их дружба началась в 1906 году в Одесском коммерческом училище и продолжалась до самой смерти Бабеля. Об этом свидетельствуют и дарственные надписи на книгах («Милым Лившицам от верного, неизменного, преданного друга – И.Бабеля», «Милым Лившицам – вечным друзьям» и т.д.) и, конечно, письма Бабеля Исааку Леопольдовичу и его жене Людмиле Николаевне, в которых писатель откровенно делится мыслями, впечатлениями, планами. «Известно, как не любил Бабель вести разговоры на литературные темы. Гораздо больше его интересовали люди, их судьбы, всякие подробности и даже бытовые мелочи, – может быть, как раз самое важное для писательского опыта, – отмечает в предисловии составитель сборника Елена Погорельская. – Вроде бы и в письмах: постоянные житейские заботы, тревога из-за болезни матери и сестры, собственное нездоровье, жалобы на безденежье┘ Но┘ наряду с этим он серьезно писал о своей работе, о литературных планах и часто мучительных переживаниях из-за того, что плохо работается или не работается вовсе, словом, о том, что было для него главным и составляло смысл жизни».
Да и сам язык Бабеля – остроумный, порой язвительный – делает его эпистолярное наследие фактом не только биографии, но и литературы: «Напечатал для денег в местных <одесских. – О.Р.> «Известиях» несколько пакостных отрывков, пакостных уже просто потому, что они отрывки», «Одесса мертвее, чем мертвый Ленин», «Чувствую я, что в Москве литературные дела таковы, что нервные люди большими массами скоро стреляться начнут»┘ Первое письмо в книге датировано апрелем 1923 года, последнее (фототелеграмма) – февралем 1938-го. За эти годы Бабель сменил множество городов – Киев, Ростов-на-Дону, Нальчик, Молоденово, Кисловодск, Борисполь, жил во Франции, но неизменно смотрел на мир глазами одессита: «Представьте себе Одессу, достигшую расцвета. Это будет Марсель».
Книгу дополняют биографические сведения об адресатах, неоконченные воспоминания о Бабеле Людмилы Лившиц и фотоиллюстрации – фрагменты писем, фотографии писателя и его близких.