Сергей Азаренко. Сообщество тела. – М.: Академический проект, 2007. – 239 с. (Философские технологии).
Задача, которую ставит перед собой екатеринбургский философ Сергей Азаренко, глобальна, кажется, предельно: он берется проследить базовые порождающие механизмы культуры как таковой, в конечном счете человеческого мира в целом. Показать, как особенности устройства самого человека, структура его навыков, присущих ему «техник» и «практик» – уже самим своим существованием – определяют особенности его мира.
Социальная и телесная природа человека, утверждает Азаренко, образует нерасторжимое единство и лишь в нем может быть по-настоящему понята. Более того: по его мнению, социальные и телесные (стало быть, и пространственные) механизмы «культурного воспроизводства», вовлеченность тела в социальные отношения, коммуникация вообще и культурная традиция как ее разновидность подчиняются единой логике, которая в конечном счете может быть описана общей формулой. Вся книга – усилие выстроить такую формулу: подробную, развернутую, размером в пределе с целую философскую дисциплину. Автор предлагает для нее название «социальная топология», заимствуя его из обихода социологов и обогащая дополнительными содержаниями, включая в состав дисциплины опыт «философской антропологии, психоанализа, социальной феноменологии и семиотики, а также философии языка в целом». Предмет ее, по Азаренко, – «пространственно-временные параметры социального бытия, порождающегося в ходе телесного взаимодействия людей».
Замысел интересный. Много и отдельных любопытных замечаний, достойных подробного проговаривания. Например, то, что «можно обнаружить логику восхождения от телесных техник к городскому пространству с культивированием соответствующих ценностей», у Азаренко об этом не более абзаца.
Однако тут есть с чем и поспорить: с типом подхода в принципе, с лежащим в его основе отношением к жизни сугубо ценностного порядка. Упорно кажется, что перед нами – очередное конструирование несвободы.
«Введение понятия телесности в поле европейского философского исследования с начала XIX века, – говорит автор, – рушит миф о самотождественном и самодовлеющем субъекте, обнаруживая его в конкретном «месте» социальности и в конкретном историческом времени. Топология тела призвана показать взаимообусловленность социальных форм бытия и соответствующих им телесных техник и практик, имеющих место в определенном типе общества. Телесность – продукт социального конструирования, несущий на себе запись норм и законов своего общества».
Беда тут одна, зато большая. Не сводит ли человека сам тип такого подхода ко все более многочисленным формам детерминаций? Не лишает ли его обязанности личного усилия и личной ответственности? Что до «мифа» о самотождественном и самодовлеющем субъекте, то не пора бы его уже и восстанавливать?