Зачем подменять разностороннюю личность безупречным манекеном?
Пауль Клее. Бюст ребенка. 1933
Александр Зиновьев. Я мечтаю о новом человеке: Сборник избранных интервью/ Составитель О.М.Зиновьева. – М.: Алгоритм, 2007. – 240 с. (Завтра.)
Первый вопрос, возникающий при виде этой книги: каким принципом руководствовалась вдова философа Ольга Зиновьева при ее составлении? Дело в том, что Александр Зиновьев дал в течение своей жизни более тысячи интервью представителям как российских, так и международных средств массовой информации.
В предисловии к книге Ольга Зиновьева отвечает на этот вопрос следующим образом: «Если говорить о принципе подбора, то выглядит он так. У Александра Зиновьева были свои любимые журналисты и авторы, сотрудничество с которыми продолжалось годами, встречи с ними всегда носили творческий, динамичный характер, невзирая на возрастные и какие-то другие отличия. Их работы и вошли в настоящий сборник».
И действительно, в сборник вошли самые респектабельные, комплиментарные, почти стерильные беседы с многолетними друзьями семьи Зиновьевых. Оттого от большинства интервью остается привкус мыла во рту. Зашоренность взгляда собеседника, отсутствие малейшей критической позиции, «лягушачья перспектива» порождают ощущение дежавю, самоповторов, монотонности, граничащей с занудством.
Совсем другое впечатление производит Александр Зиновьев в беседах с журналистами, соблюдающими дистанцию и сохраняющими независимую критическую позицию. В этих интервью личность философа предстает во всей многогранности, со всеми присущими ей противоречиями и шероховатостями.
Неужели Ольга Зиновьева не понимает, что, подменяя образ покойного мыслителя «белым квадратом» – безупречным манекеном, озвучивающим один и тот же набор общих мест, оказывает делу Александра Зиновьева «медвежью услугу»? Что подобным образом она обедняет богатую личность философа, выхолащивает ее сущность? Лишает ее привлекательных человеческих черт? Превращает в трафарет? Или ей не дают покоя лавры Элизабет Фёрстер-Ницше?
Складывается впечатление, что основной целью «Исследовательского центра им. А.А.Зиновьева Московского гуманитарного университета» становится выпуск подобных агиографических сборников. А также отбеливание и ретуширование личности философа – ее «гуманистическая фальсификация».
Неудивительно, что уже в день выхода этой книги разразился скандал. На сайте некоммерческого партнерства «Ольга Зиновьева и дочери в поддержку идей и творчества А.А.Зиновьева» появилось заявление о расторжении партнерских отношений с российским издательством «Алгоритм» за «нанесение вреда репутации, искажение творческих идей и духа интеллектуального наследия Александра Зиновьева».
«Предметом претензий, – сообщается в заявлении, – является вышедшая к 85-летию академика Зиновьева книга «Я мечтаю о новом человеке». Самым существенным проступком издательства «Алгоритм» является выпуск провокационной обложки, в оформлении которой использован абсолютно неуместный фоторяд – портрет И.Сталина и логотип газеты «Завтра» – на фоне цитаты А.А.Зиновьева».
Действительно, издательство нечаянно отступило от культивируемого семейством Зиновьевых выхолощенного образа философа и поместило на обложке портрет человека, в эпоху правления которого сформировался мыслитель, и логотип газеты, в которой он на протяжении жизни публиковался. Заметим, что серия, в которой вышла книга, имеет недвусмысленное отношение к этой газете – о чем Ольге Зиновьевой не могло быть неизвестно.
Но самое главное, как отнесся бы сам мыслитель к попыткам своих наследников монополизировать право выносить решения по поводу соответствия тех или иных высказываний, статей или оформления книг – аутентичному духу его мировоззрения? Не является ли творчество Александра Зиновьева всеобщим достоянием?..