В этой кукле есть нечто нарциссическое...
Ганс Беллмер. Кукла. 1935–1936. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Вадим Руднев. Апология нарциссизма. – М., Аграф, 2007. – 272 с.
Перед нами не монография, посвященная исключительно нарциссизму, а сборник статей, в которых Вадим Руднев затрагивает такие проблемы, как скандал, обсессивно-компульсивный невроз, анекдот, язык и психическое заболевание, истина и безумие. Все работы, помещенные в книге, объединяет междисциплинарный подход. Вот список методологических стратегий, используемых Рудневым: классический современный психоанализ, классическая семиотика в тартуском духе, антропология Грегори Бейтсона и антипсихиатрия Рональда Лейнга, аналитическая философия Витгенштейна, теория речевых актов Джона Серля, семантика возможных миров Яакко Хинтикки, мотивный анализ Бориса Гаспарова, классическая филологическая поэтика и, наконец, авторская философия текста.
Нарциссизму уделена отдельная глава, в которой Руднев разбирает историю вопроса, начиная со статьи Зигмунда Фрейда «О нарциссизме» 1914 года. По словам американского психолога Кристофера Лэша, XX век стал веком нарциссизма, а XXI век уже отметился крупными исследованиями в этой области. Достаточно назвать книгу 2002 года отечественных авторов Елены Соколовой и Елены Чечельницкой «Психология нарциссизма». Однако приоритет в изучении этого явления принадлежит двум выдающимся психоаналитикам второй половины века – Хайнцу Кохуту и Отто Кернбергу, которые «разработали конкурирующие друг с другом клинические и культурные теории нарциссической личности. С тех пор каждый психолог понимает нарциссизм либо по Кохуту, либо по Кернбергу».
Рудневская апология нарциссизма преследует критику нарицательного понимания этого символа холодной красоты, самовлюбленности, тщеславия и эгоизма. Напомним, что в греческой мифологии с нарциссом связана история красивого юноши и безответно влюбленной в него нимфы Эхо: Нарцисс в наказание за пренебрежение любовью Эхо был осужден любить свое отражение. По легенде, цветок нарцисса вырос там, где прекрасный греческий юноша Нарцисс, влюбившийся в свое отражение в воде, умер от любви к себе. В древнем мире считалось, что душа человека присутствует в его отражении, которое является предзнаменованием смерти, поэтому цветок нарцисса стал символом юношеской смерти. По традиции его возлагали на тела умерших.
Фундаментальное отличие мифа от современного толкования нарциссизма, которое подметил Герберт Маркузе, состоит в том, что юноша Нарцисс влюбился в свое отражение без опознания себя в нем, а потому умер от неразделенной любви к Другому, воплотив своей смертью библейскую максиму «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
По Рудневу, нарциссизм может быть как нормальным, так и патологическим. Последний интересует автора в связи с проблемой завышенной самооценки, наплодившей бездну «гениев» в современном искусстве, эстраде, литературе (особенно массовой), политике и бизнесе. Для нарциссической личности постоянная погоня за успехом превращается в бесконечный регресс. Руднев неоднократно задается тавтологическим вопросом о том, не носит ли вся культура в целом нарциссический характер? Однако ответ на него носит риторический характер: «Что (кто) не является специфически нарциссическим дискурсом или нарциссической личностью?»
Суммируя взгляды предшественников, Руднев дает следующее определение нарциссизма, набранное заглавными буквами: «Таким образом, истоки нарциссизма – одинокий, холодный, надменный человек, преисполненный внутренней скукой и пустотой; восхищение миром сменяется высокомерием, пониманием чуждости мира и себя в мире, вслед за гордостью от демонстрации своего тела следует жгучий стыд и разочарование».