Значение книг в нашей жизни все-таки трудно переоценить. И хотя в сумбурные 90-е прошлого века народ вроде бы отшатнулся от печатного слова, прильнув к телеэкранам, все равно книга берет свое. А мне вот захотелось вспомнить давнишнюю полузабытую, если не совсем забытую книгу писателя аж петровского времени Ивана Тихоновича Посошкова, которая так удивительно и называется «Книга о скудости и богатстве». Ее последнее издание выходило ровно 70 лет назад, а закончена автором она была почти триста лет назад, в 1724 году.
Автор, которого историки литературы любили представлять крестьянином, происходил на самом деле из семьи ремесленников (серебряных дел мастеров), и сам вначале занимался различным рукомеслом, а к концу жизни стал фабрикантом, отчасти купцом и почти помещиком, сразу по завершении труда представил рукопись Петру I, который менее чем через год скончался.
После чего книга, по-видимому, и стала причиной ареста Посошкова и заключения его в Петропавловскую крепость, где он вскоре и умер. Весь XVIII век она распространялась в рукописном виде, то есть была чистым самиздатом; и даже Ломоносов поручил снять копию с оригинала рукописи для Академии наук, которая и сохранилась до сих пор. Потом труд Посошкова благополучно забыли опять почти на сто лет, и уже Погодин, которому счастливый случай доставил это сочинение, стал активно пропагандировать жизнь и мировоззрение писателя петровского времени.
Наконец, исхлопотав разрешение Николая I, он в 1842 году выпустил произведение Посошкова в издании «Общества истории и древностей российских». В 1863 году напечатали другой труд писателя «Зеркало очевидное», направленное против старообрядчества. А в моей библиотеке имеется еще сочинение Ивана Посошкова «Завещание отеческое к сыну», открытое и изданное Андреем Поповым в 1873 году, кстати, доселе не переизданное.
Читатели XIX века поражались смелости обращения простого человека напрямую к императору, резко осуждавшего тяжелое положение крепостных крестьян, которых помещики «стригли яко овцу догола».
Отечественные исследователи сталинского времени зачислили Посошкова в ряды меркантилистов; сегодня его, наверное, такие же специалисты-экономисты окрестят монетаристом. Суть не в терминах, рассуждения русского мыслителя можно свести к следующему: необходимо стремиться к притоку денег в страну и к сокращению вывоза денег за границу; в этих целях следует развивать внешнюю торговлю и собственную промышленность как для покрытия внутреннего спроса, так и в особенности для производства товаров на вывоз; для расширения промышленности и внешней торговли государство должно применять принудительные меры регулирования и поддерживать купечество посредством кредита, организацией компаний и т.п. Посошков предлагал увеличить экспорт готовых изделий, заменив ими вывоз сырья. «Чем им лён да пенку продавать, лутче нам продавать им готовые полотна парусные и канаты, и камордки, и рубки...»
Заканчивалась рукопись прямым обращением к Петру Великому и между двумя аминями следующими сентенциями: «Яко аще кто восхощет богу угодити, той не может мамоне услужити. Ничим же разньствует, аще кто и царю верно потщится услужить, той всему миру имать ненавистен быти». Неизвестно, дошла ли до Петра I «Книга о скудости и богатстве». Зато доподлинно известен другой почти курьезный случай.
Ранним январским утром 1699 года в Ямском приказе найдено было подметное письмо Алексея Курбатова, крепостного Шереметева, на имя царя Петра Алексеевича, запечатанное красными печатями. Оно содержало проект нового налога в форме гербовой бумаги, виденной им за границей, в Италии. Идея смышленого слуги имела полный успех, и на четвертый день после подброса письма был издан царский указ, чтобы сделки на имущество, договоры и челобитья писались на «орлёной» бумаге с изображением государственного герба, продававшейся из казны. Изобретатель нового прибыльного дохода, или первый «прибыльщик», получил свободу от крепостной зависимости и сделал блестящую карьеру. Курбатов был назначен на пост одного из начальников Оружейной палаты, позднее стал во главе финансового ведомства (Ратуши), затем был вице-губернатором в Архангельске.
Ивану Посошкову повезло меньше остальных, вернее, совсем не повезло. Зато остался в памяти народной его главный труд, о котором, закончив чтение рукописи, Погодин написал в дневнике: «Благодарю судьбу, которая доставила мне случай ввести такого великого человека в святилище русской истории». А мне кажется, что главное богатство земли русской все-таки ее народ, и хорошо бы, чтобы очередные властители наши не только обменивались рукопожатиями и целовались с простыми людьми, но и порой своевременно прочитывали их безыскусные самодельные проекты о государственном устройстве, если таковые на стол поступят.