Альтернативная история России с футурологическим прогнозом.
Рисунок Федора Бирюкова
Валерий Шамбаров. Великие империи Древней Руси. – М.: Алгоритм, 2007. – 576 с.
Всеобщее поветрие национальных историков и писателей окраин добавить в свои устные легендарные сказания о своем историческом возрасте лишних три-четыре века не могло не дойти и до патриотов Российской Федерации. Первым переболел, как известно, город Казань, нежданно-негаданно отпраздновавший несколько лет назад свое «тысячелетие со дня основания», хотя в русских летописях он упоминается лишь с XIII века нашей эры. За татарами поспешили себя объявить потомками согдов из государства Согдианы (известно с середины I тысячелетия до нашей эры) не только таджики, но и узбеки, которые позабыли Шейбани-хана. Но честолюбцы из Республики Туркия переплюнули всех тюрков и с легкой руки Мустафы Кемаля Ататюрка вывели истоки своей культуры от хеттов Малой Азии, чье древнейшее государство известно с XVIII века до нашей эры.
Первой ласточкой в деле обязательного увеличения возраста нашего Отечества стала книга Валерия Шамбарова «Великие империи Древней Руси». И написана с трудолюбием, и материала много, и издана прекрасно, а вот без досадных оплошностей не обошлось. Во-первых, текст книги не снабжен почему-то ни одной географической картой с контурами самой Древней Руси и предшествующих ей государственных образований, современников и их соседей. Во-вторых, в конце текста нет указателя исторических лиц и этнографических названий. Но это, допустим, упущения не автора, а издательства.
Новизна же предложенного эссе заключается в том, что вместо традиционной православной империи киевского князя Владимира Святого, созданной им после Крещения Руси в 980 году нашей эры, автор выдвинул смелую гипотезу о существовании еще трех, предыдущих империй! Так, примерно с 160-х годов нашей эры 80 лет существовала-де Первая русская империя с легендарным князем Кием во главе. Правда, ни месторасположения столицы ее, ни имени народа – ничего не известно, хотя на севере она граничила с дружественными финнами, на востоке – с уграми и гуннами, на юго-востоке – с аланами, на юго-западе – с римлянами, а на западе – с готами. Почему же о такой могущественной империи сообщает только «Велесова книга»?
А это потому, считает автор, что «Велесова книга» писалась через 600 лет после Кия, тогда как «Повесть временных лет» – через 1000! Между ними лежат не только века, но обрыв исторической традиции.
Еще хуже обстоит дело с описанием государства Антия – Второй русской империи, вроде существовавшей с 545 года нашей эры на берегах Азовского моря, днепровского Левобережья, Дона и Донца. Какой-то анонимный географ VII века называет в том государстве город Малороса. К несомненным достоинствам текста этой главы относится скупость ссылок на «Велесову книгу» как на исторический документ.
Нет ссылок на нее и в главе о Русском каганате – Третьей империи, что представляла собою державу под властью Гостомысла на территории нынешних Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской, Смоленской областей, части Белоруссии и Карелии. Столицей Русского каганата был город Ладога.
Венчает труд писателя глава о Четвертой русской империи – православной. Такой вот четырехэтажный каркас отечественной истории возвел Шамбаров в пику проискам историков на бывших окраинах царской России и СССР! А ведь крепкое строение обречено на неминуемый обвал, ибо фундамент высокого каркаса был выполнен не из марочного бетона, а из песчаной смеси. А песок никогда не заменит цемента!
Говорят, что в городских архивах о последствиях Ашхабадского землетрясения есть любопытный акт о результатах обследования трехэтажного дома после стихийного бедствия: «┘На основании вышеизложенного члены экспертной комиссии предлагают: помещения 3-го этажа подвергнуть косметическому ремонту; помещения 2-го этажа – капитальному; помещения 1-го этажа – под снос». Смешно, но именно такая участь грозит книге «Великие империи Древней Руси», песчаным фундаментом которой является такой сомнительный источник, как «Велесова книга».