Кто сегодня делает философию в России. Том I / Автор-составитель Алексей Нилогов. – М.: Поколение, 2007. – 576 с.
Первый том книги «Кто сегодня делает философию в России» – ответ на тревожащий российскую интеллектуальную элиту вопрос: существует ли философия на постсоветском пространстве? Составитель сборника – молодой философ Алексей Нилогов – не ставит вопросительного знака на титульном листе, а предлагает познакомиться с разными мыслителями, прикоснуться к процессам прорисовывания контуров будущей отечественной философии.
Дело, конечно, не в появлении очередного сборника текстов и интервью. Само содержание книги, ее авторы, издание первого тома в рамках проекта «Современная русская философия» лишь обнаруживают событие, происходящее у нас на глазах, в повседневной рутине академического дискурса, издательских проектов, литературно-философских журналов, встреч, споров.
Тексты, манифесты, философские школы разделяют культурное пространство и создают иллюзию, что в этой разделенности возможно осмысление повседневности. Алексею Нилогову удалось сделать то, что невозможно в так называемой академической действительности: предоставить возможность высказаться и перед читателями, и перед самими собой людям, которые в жизни вряд ли смогли бы собраться вместе, а тем более – расслышать друг друга. Непростые судьбы авторов первого тома, пронизанные изломами отечественной истории, объединяют совершенно несхожих мыслителей, иногда явных антиподов.
Нилогов не задает, как принято, определенной темы размышлений для авторов – иначе перед нами лежала бы простая монография или тематический сборник. Бесконечный поиск, взлеты, падения и сомнения – вот и содержание, и форма первого тома. Книга превращает читателя в участника нелегкого диалога с мыслителями – ведь «множество, множество самых оригинальных русских мальчиков только и делают, что о вековечных вопросах говорят у нас в наше время. Разве не так?»
Так. Говорят, спорят, расшибают лбы – и в текстах Дмитрия Галковского, Федора Гиренка, Юрия Мамлеева, Вадима Руднева, Михаила Рыклина и других мы встречаемся не с отточенными формулировками, а с записками на полях будней, замечаниями на ходу, заметками по поводу, порой предсмертными, порой пророческими.
Пересказывать и цитировать авторов сборника – то же, что пересказывать и цитировать судьбы. Чтение первого тома «Кто сегодня делает философию в России» странным образом порождает не внутренний спор, негодование или восторг насчет формулировок или мыслей, а пронзительное молчание. «Делать философию» рискованно, особенно если каждый шаг – единственный и последний. День прожит. Будут другие дни, другие слова, поступки, надежды и стремления, но этого, прожитого, дня больше никогда не будет. Его не перепишешь – так же как не уберешь ни одной строки, ни одной буквы интервью и манифестов. Даже многоточий.