Дословно «симулякр» означает «копию копии». Впервые это слово употребляется Платоном, а затем возрождается в постмодернизме благодаря Батаю. Свои интерпретации симулякр получил у Клоссовски, Кожева, Бодрийяра и других. В настоящее время о симулякре сказано так много, что его подлинное значение само стало симулякром, образовав уникальную автореференцию.
По словам Федора Гиренка, методологическая функция симулякра, открытая французскими философами, помогла понять, что человеческое «я» – пустое место, которое отнюдь не свято. Гиренок считает, что симулякр – это единица внутреннего опыта в отличие от имитации, характерной для внешнего опыта: «Внутренне знание, достигаемое симуляцией, предшествует внешнему знанию, получаемому имитацией. Симулируют невозможное. Имитируют наличное. Поэтому симулякр – это не подделка, а способ общения без сообщения. Аутист освобождает свое существование от необходимости отсылать к другому существованию. Человек относится к невозможному в составе наличного. При этом следует иметь в виду, что если возможное реализуется, то невозможное актуализируется».
По Джеймисону, симулякр определяется в качестве «точной копии, оригинал которой никогда не существовал», поэтому бессмысленно наделять симулякр зловещей искусственностью, подменяющей собой объективную реальность – симулякр-в-себе.
Человек, который внутренне пуст, вынужден постоянно коммуницировать вовне, обмениваясь пустыми знаками. Как только он остается наедине с самим собой – пустота начинает доминировать над его «я», частенько срываясь в бессознательное, но никогда в самость – источник сознания. Симулякры, по мнению Гиренка, являются предельным пунктом внутреннего опыта. Их беспредметность разрушает объективирующие функции сознания, лишая смысла его интенциональную структуру. «Сознание – это уже не целесообразность без цели, не надежда, структурирующая мир, а чистая самость, спонтанное раздражение себя своими галлюцинациями. Применительно к «самости без я» бессмысленно говорить, вышла она как бессознательное на поверхность или не вышла, зацепилась она за слово или она зацепилась за случайную материю. Бессознательное – это неудачное сознание. Самость же – это не вместилище мыслей и чувств, удач и неудач сознания. Это присутствие себя по отношению к себе. Это напряжение, которое, как морская волна, исчезает и вновь появляется. Самость обладает свойством самоактуализации. Благодаря этому свойству она существует вне и помимо индивидуальных усилий человека стать человеком. В самости можно пребывать или не пребывать. В ней возникают структуры без всякого воздействия извне. Сознание является результатом ее самоактуализации, а не высшей степенью возможного в составе реального. Одно и то же множество эмоциональных, спонтанно действующих элементов есть актуализация подобного внутри самости».
Творя симулякры, человек обретает свою самость, настаивая не на смерти человеческого, а освобождаясь для подлинной сущности, имя которой – невозможное.