Психотик изгоняет галлюцинации из своего сознания...
М. Эрнст. Император Убю. 1923. Иллюстрация из книги Андрея Толстого «Художники русской эмиграции»
Леон Гринберг, Дарио Сор, Элизабет Табак де Бьянчеди. Введение в работы Биона: Группы, познание, психозы, трансформация, психоаналитическая практика./ Пер. с англ. А. Шуткова. – М.: Когито-Центр, 2007. – 156 с.
Уилфрид Бион, пожалуй, самая загадочная фигура в психоанализе второй половины ХХ века. Будучи учеником Мелани Кляйн, он в 1950-е годы создал совершенно оригинальную психоаналитическую теорию психозов и концепцию бессознательного. При этом в отличие и в противоположность, скажем, Лакану Бион был человеком абсолютно не публичным и поэтому долгое время оставался знаком только узкому кругу психоаналитиков-профессионалов.
Эта книга трех итальянских авторов дает достаточно полное представление о Бионе (на русском языке была только одна публикация его статьи). Странный объект – вот основной концепт, придуманный Бионом в теории психозов. Странные объекты окружают психотического больного в его воображении. В сущности, это и есть его бессознательное. Отчасти эти странные объекты носят галлюцинаторный, отчасти реальный характер. Психотик хочет поглотить их или изгнать из своего бредового сознания.
Психотическую личность в целом Бион представляет как деструктивное состояние психики, как неистовую силу, которую можно описать в качестве жадной, бессердечной и смертоносной. Подросток-психотик убил своих родителей и сбросил их тела с утеса, чтобы таким образом освободиться от чувства ненависти к ним, которые, по его мнению, делали для него невозможными сексуальные отношения с подругой. Не правда ли, напоминает современный триллер или даже фильм ужасов?
Такое понимание психоза чрезвычайно режет слух современному философу психиатрии – в частности, автору этой рецензии, воспитанному на психиатрическом экзистенциализме Бинсвангера и антипсихиатрии Роналда Лэйнга и Грегори Бейтсона, которые считали шизофреника-психотика не только не больным или просто другим, но и гораздо лучшим, чем обычный «нормальный человек», – своей прямотой, честностью, искренностью и талантливостью (как в фильме «Игры разума»).
Моя гипотеза состоит в том, что концепция Биона формировалась сразу после Второй мировой войны и отразила опыт ненависти к нацизму как к чему-то психотическому. Бион – англичанин, а Англия чрезвычайно пострадала в войне, особенно от постоянных бомбежек.
Мелкие части странных объектов ставятся под контроль психотиком для того, чтобы он мог из них построить вербальную речь. Он выстраивает из них матрицы, из которых могут потом возникнуть слова. Но могут и не возникнуть, так как психотику может не удастся освободиться от перемолотых им странных объектов и их частей, он производит атаку на язык, которая часто проявляется как лишение слов их значения. Вот почему шизофреники в острый период говорят бессмыслицу.
Теперь благодаря Биону мы понимаем механизм непонятного «базового языка» психотиков (как называл его Лакан). Теперь мы можем по-новому понять наследие великих авторов-психотиков – например, Леонида и Даниила Андреевых, Федора Сологуба, Альфреда Хичкока, Милорада Павича и Дэвида Линча.
Труды Биона чрезвычайно сложны, гораздо более сложны, чем «Семинары» Лакана (при этом они начисто лишены той «галльской» бравады, которой переполнен весь Лакан). Поэтому выход именно этой книги логичен как введение в сложные тексты Биона, но за ней, конечно, должен последовать перевод хотя бы одной из его книг – например, «Элементы психоанализа» или «Обучение через переживание».