Михаил Делягин. Россия для россиян. – М.: Алгоритм, 2007. – 368 с. (Против всех.)
В новой книге Михаила Делягина «Россия для россиян» нашлось место для всего, что волнует думающего гражданина нашей страны, – здесь и про ЖКХ, и про Кремль, и про судьбы русского народа, и про место России в мире, и конечно же про глобализацию, на которой автор сделал себе имя. Политико-экономический пафос книги сводится к идее первоочередного обустройства нашей страны по сравнению с геополитической имперской экспансией.
Предлагает господин Делягин вполне здравые и конструктивные вещи как в сфере экономики, так и в области государственно-политического устройства. Интересны его предложения, относящиеся к реорганизации российской бюрократии на основе жесточайшей регламентации и внедрения электронного документооборота, исключающего личный фактор при исполнении служебных обязанностей. Собственно, в придании государству эффективного характера, в очищении его от всякого рода коррупционеров и некомпетентных чиновников на фоне тотального кризиса нравственности власти автор видит главную проблему современного российского общества. И с этим незачем спорить.
Как и с тем, что наша экономика и инфраструктура нуждаются в модернизации, что средства Стабилизационного фонда должны служить родине, а не американскому или немецкому бюджету, поскольку ценные бумаги этих стран являются самыми «безрисковыми» инструментами сохранения нефтедолларов. Безусловно, не обойдены стороной вопросы профессиональной армии и культуры.
Обо всем этом написано с чувством ответственности за настоящее и будущее собственной страны, однако... Однако при чтении этой книги не покидает ощущение некой самой по себе разумеющейся известности сказанного.
Отчасти это провоцируется непосредственной структурой книги. Она очень похожа на программу какого-нибудь патриотического движения вождистского толка, в которой каждый важный тезис сопровождается статьей или публичным выступлением руководителя партии. Почти ни один из значимых текстов, дошедших в недавнее время до публики, не был обойден вниманием автора. Как говорится, все включено. Получился этакий меланж политпрограммирования и публицистики.
Впрочем, чего действительно не хватает в книге, так это реального исследования экономических и институциональных процессов, а претензия на холизм и желание дать ответы на все вопросы порой приводят автора к цитированию, мягко говоря, небезупречных аргументов и фактов.
Не очень понятно, почему Михаил Геннадьевич так обрушился на Каспийский трубопроводный консорциум, упоминая его как опасный прецедент поставки казахской нефти в обход интересов России. Помилуйте, большая часть этого нефтепровода идет по территории РФ, а сам он подключен к транспортной системе «Транснефти». Или аргумент из багажа российских либералов о том, что согласно исследованию фонда «Индем» размер взяток российского бизнеса в 2005 году составил 43,1% ВВП. Для справки: это около 315 млрд. долл. Я, конечно, также не верю даже в относительную честность нашего чиновничества, но все же... Особенно радует одна десятая процента, если вспомнить, что подобного рода исследования обладают весомой статистической погрешностью в силу в целом спекулятивного подхода к формированию репрезентативной выборки.
Подобная всеохватность и структурная всеядность при отсутствии единого исследовательского стержня часто приводят автора если не к взаимоисключающим, то не вполне совместимым выводам на разных страницах книги. Так, с одной стороны, России нужно сконцентрироваться на решении сугубо внутренних проблем, приумножая и пестуя свой человеческий капитал, ради чего можно не сильно препятствовать вступлению в НАТО Украины и Грузии, так как это стратегически решенный вопрос, а заминки носят чисто технический характер. С другой стороны, анализируя положение РФ в мире, господин Делягин мечтает о создании единого государства России, Белоруссии, Казахстана и (sic!) Украины, которая привнесет в этот союз «навыки стихийной демократии и самоуважения граждан».
Отсюда же патриотическо-оранжевые метания от мобилизации русской нации к неприятию принципа этничности в качестве одного из ключевых элементов первой. Поэтому весьма символично смотрится и название книги «Россия для россиян» в свете того же эмоционального неприятия самим автором термина «россияне».