Некоторые женщины считают гендер фамилией мужчины. Ждут его. Шлют ему воздушные поцелуи.
К.Брюллов. Женщина, посылающая воздушный поцелуй. Государственный Русский музей, СПб.
Надежда Ершова, Людмила Мясникова. Путь к себе: женщина между полом и гендером. – Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2007. – 192 с.
Философ из Екатеринбурга Людмила Мясникова (екатеринбургский Гуманитарный университет) и ее московская коллега Надежда Ершова (Российская экономическая академия имени Плеханова) написали книгу о том, как человек, волею судеб родившийся существом женского пола, становится женщиной во всей полноте ее культурных и социальных смыслов. Процесс такого становления – растянутый на всю жизнь и прекращающийся, по существу, только одновременно с нею – происходит не иначе как с помощью поведенческих моделей, смысловых заготовок, образцов, схем, стереотипов и ценностей. Девочка, родившись, находит их уже готовыми – только выбирай (отдельный вопрос, что быть свободным от культурного прессинга такому выбору не суждено быть никогда). Будучи взяты вместе, все эти заготовки укладываются во вполне обозримое число биографических сценариев. Конечно, каждая женщина вступает с избранным ею сценарием во вполне индивидуальные отношения. И тем не менее типового графика – увы? – не избежать.
Обрисовав в первой главе философско-методологические основания своего исследования, в следующей авторы представляют этапы пути, который каждая женщина вынуждена проходить, какой бы биографический сценарий она ни выбрала. Таких этапов они выделяют четыре: «Я – девочка», «Я – девушка», «Я – зрелая женщина» и «Я – пожилая женщина». Каждому соответствует особый тип взаимодействия между полом – биологической реальностью и гендером – системой социальных предписаний. И каждая женщина решает задачу согласования этих предзаданных условий в некотором смысле заново: создает самое себя из предлагаемых природой и культурой элементов, улаживая притом еще и неминуемые конфликты между ними; прокладывает свои, только ей подходящие пути от пола к гендеру – и обратно. Таким образом, каждая жизнь оказывается уникальной лабораторией смысла.
Но, кроме того, у каждого из культурных состояний есть свои привилегированные лаборатории смысла, происходящее в которых предположительно наиболее для них значимо. Для культуры постиндустриальной такой привилегированной лабораторией оказывается, как легко догадаться, потребление. Потреблению – как типовой для современной женщины форме создания себя – посвящена третья глава книги.
Глядя на эту картину, так и хочется воскликнуть: выходит, что женщина, согласующая все эти элементы в пределах своей единственной жизни, должна в некотором отношении быть «по ту сторону» и природы, и культуры – на каждую смотреть извне. Быть в некотором отношении «всечеловеком» – иначе как станешь женщиной, «выстроенной» по всем правилам? С мужчинами, конечно, тоже происходит нечто подобное – просто у них свои сценарии. Правда, это почему-то мало утешает.