Исторический центр Риги смотрится чудесной сказкой.
Фото автора
В окошке поезда мелькают присыпанные, как бы заштрихованные снегом поля и луга. Правду говорили, что в Латвии тепло, почти плюс. Вглядываюсь в незнакомый ландшафт. Вроде бы ничего необычного, и в то же время каким-то десятым чувством смутно ощущаю «нерусскость» пейзажа. Это теперь другая страна, заграница, почти Запад. Мимо проносятся пригородные деревушки. Пожалуй, такие же неказистые домики можно увидеть и в Подмосковье.
Итак, загадка: найди десять отличий от России. Ну вот, например, проводница вдруг бойко заговорила по мобильнику на латышском языке. Прошу у нее чаю. Она очень приветлива. А еще по радио вместо Коли Баскова и Филиппа Киркорова приглушенно звучит Эннио Морриконе, а затем какая-то ласкающая ухо восточная тема. Мы подъезжаем к Риге. В отличие от сумрачной Москвы она встречает нас солнышком.
Нежный утренний свет, пронзительные крики чаек. Кажется, рядом, за зданием вокзала, плещется Балтийское море. Над застывшей гусеницей нашего поезда на фоне желто-голубого неба – силуэт плечистого здания. Точь-в-точь сталинская высотка в Москве. Против солнца трудно разглядеть. Позже, гуляя за Центральным рынком, мы осмотрели его лучше, а от моей рижской сестры узнали, что это здание Академии наук.
Мне рассказывали, что Рига – красивейший город. Но в последнее время я стала очень мнительна. И неспроста. Меня всюду преследует рок прибытия к шапочному разбору. Куда ни приедешь – везде уже прошла туча туристов, выпотрошившая былые красоты. Можно было представить мой восторг, когда на этот раз недоверие не оправдалось. Рига, а точнее, ее исторический центр оказался чудесной сказкой.
Широкая Даугава (в латышском языке ударение всегда на первый слог) похожа на Неву. С моста виден другой, вантовый. Невольно вспоминается вантовый мост в Крылатском, при взгляде на который не верится, что ванты будут держать такую махину без опор. На другом берегу реки красуется серебристый кулек – высотка Ганзейского банка. Из-за этого здания, якобы портящего исторический вид города, ЮНЕСКО устраивала Риге бойкот.
Рядом с бульваром со звучным именем Бривибас (Brivibas), что значит «Свобода», уютный сквер с Бастионной горкой. По спиральной дорожке, огороженной булыжными барьерами, можно забираться на верхнюю площадку. Оттуда открывается вид на старинную Пороховую башню. Среди парковых скульптур особенно хорош жеребенок. Несмотря на юный облик, ему около 50 лет. За эти полвека фотографирующиеся туристы до блеска отполировали его спину.
Вот Бастионный мостик. В просторечье – мост Влюбленных. Перила сплошь увешаны изящными и массивными дверными замками. Каждая новобрачная пара считает своим долгом повесить здесь замочек, выгравировав на нем свои имена. Это вам не ленточка на дереве, которая может порваться или развязаться. Впрочем, по мере накопления замочки снимают, дабы освободить место для всех желающих.
Важную роль играет место проживания. Если провести аналогию с Москвой, то мы жили в рижском Кремле – во Дворе Конвенты. В начале XIII столетия Орден Крестоносцев построил здесь свой замок, который в 1297 году разорили рижане. Затем его передали Конвенту Святого Духа. Сейчас здесь расположена уютная непафосная гостиница.
Минуя арку, невольно останавливаешься, завороженный толщиной стен, затем попадаешь в лабиринт уютных тупичков и двориков. Девять исторических зданий – у каждого свое название. Символом Конвента Святого Духа считался голубь, поэтому дома носят имена «Черный голубь», «Рябой голубь». Есть здания «Кузница», «Конюшня», «Садовый домик» и «Дом серых сестер». В одном из двориков – кусок крепостной стены со старой, изъеденной временем кладкой.
Выйдя из Двора Конвенты, ощущаешь порыв ветра, в небо взмывает стая голубей, а перед тобой вырастает башня главного храма Риги, величественной церкви Святого Петра. Ее шпиль венчает петушок. Эту птицу издавна считают талисманом города. Храм был построен в начале XIII века. Тогда высота в 123 метра принесла ему славу самого высокого деревянного здания в Европе.
Церковь не сохранила первоначального вида. За восемь веков она много раз горела. Тем не менее в ней ощутим дух Средневековья. Последний раз башня сгорела от попадания снаряда в 1941 году. В 1973 году ее восстановили, но уже не из дерева, а из металла. Теперь в башне работает лифт и есть две смотровые площадки, откуда можно наблюдать панораму города.
Улыбчивая латышка открывает двери лифта, мы поднимаемся наверх. В Риге пасмурно, даль подернута дымкой. Виднеется красавец Домский собор. С другой стороны – павильоны Центрального рынка. Тоже оригинальные сооружения. При их строительстве в 1930 году использовали конструкции немецких ангаров для дирижаблей. За ними – здание Академии наук, а в тумане за Даугавой – силуэт телебашни.
Прелесть центра Риги – в гармонии и целостности архитектурного ансамбля. Здесь не увидишь портящего пейзаж небоскреба. Большая часть зданий отреставрирована. Аккуратные узенькие улочки вымощены булыжником, в нишах средневековых домиков – статуэтки, на фасадах – гербы. Под Новый год во дворах и на площадях – натуральные елки. На каждом шагу – уютные кабачки и «бальзамки», где торгуют... ну понятно, чем.
На улице Маза Пилс (Малая Замковая) можно увидеть три купеческих дома XV века – «Три брата». На верхних этажах окошки совсем маленькие, а на первом – большие. Оказывается, в Средние века действовал так называемый налог на свет. Чем больше было окно, тем больше денег нужно было платить в казну. Окна на первом этаже делали крупнее, поскольку они служили витринами в лавке.
Судя по легендам, латыши всегда были люди настырные, своевольные и не лишенные чувства юмора. В 1689 году один из них – богатый купец, – чтобы не платить подати при ввозе товаров в город, взял и прорубил в крепостной стене свои личные ворота. Эти ворота под названием Рижские сохранились в первоначальном виде до сих пор.
Неплохо отличился и другой купец. Его не принимали в Гильдию, где заправляли немцы. Он и высказал им свое «фи». Выстроив дом, установил на крыше котов, которые были непочтительно обращены к зданию Гильдии задом. Когда после долгих судебных разбирательств отношения с Гильдией были улажены, котов повернули на 180 градусов.
В улочках Риги умудряешься заблудиться, как в лабиринте. Вот, скажем, Домский собор. Чувствуешь, что он рядом, а выйти к нему не можешь. В нем стоит один из крупнейших в мире органов – 6718 труб. Я не знаток органной музыки, но концерт в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Святой Девы Марии впечатлил меня сильнее.
Завтра уезжать. Насладившись городом, садимся на электричку и через полчаса доезжаем до Майори. Интересно посмотреть на море зимой. Пасмурно. У входа на снежный пляж – железная черепаха, похожая на колорадского жука. У кромки прибоя – мелкие кусочки черных водорослей и скатанные волной снежные комки. Море раскинулось тоскливым бледно-серо-зеленым платком. Мы даем зарок вернуться сюда еще раз. Но, пожалуй, летом.