Александр Пудин. Пьесы. В трех книгах. – Саранск, «Красный Октябрь», 2007.
Приятный подарок – к пятидесятилетию драматург Александр Пудин получил избранное в трех томах. К каждому тому отдельное предисловие, одно из самых человечных и интересных – написанное или продиктованное Сергеем Арцибашевым, который вспоминает, как в далеком советском 87-м он ставил в Саранске пьесу Пудина «В пустом доме – люди». Несмотря на многие написанные позже, опубликованные в этом и двух других томах, эта история – смыслообразующая, если угодно, – для всего или почти всего, написанного драматургом. Арцибашев верно замечает, что в этой истории было все или почти все, что потом назвали чернухой; – на самом деле, писал Пудин, а с ним одновременно Коляда, Лобозеров, – о правде русской провинциальной жизни. Вправду черноватой, вправду беспросветной.
«В пустом доме – люди» – пьеса столь же жестоко реалистическая, сколько и метафорическая – в чернухе тогдашних пьес не заметили метафор и символов (к слову, так случалось и в эпоху первых символистов, сто лет назад). Написанная на мордовском, она была скоро переведена на русский. Следующие Пудин писал уже по-русски, но тема – провинциальная, национальная, фольклорная даже – не уходит из пьес.
Когда говорят, что не хватает пьес о нашей жизни, каждый, как потом выясняется, имеет в виду свое: одним вовсе не нравится чернуха, и под современностью подразумеваются легкомысленные комедии, другим, напротив, подавай что-нибудь пострашнее, с загибающимися бомжами и наркоманами, брошенными детьми и прочими маргинальными ужасами. Пудин пишет об обычных людях. Тех, которые 30–40 лет назад ходили в героях у Рощина и Арбузова, только надежда у них теперь не на советские партийные и государственные органы, а на Бога. Хотя – и в этом также усматривается следование традициям – автор пишет и о прошлом: одна из пьес в новом сборнике посвящена трудовому фронту 41-го. Есть темы, которые когда-то невозможно было обходить, потому что война коснулась каждого (не по обязанности, спущенной сверху, нет), впрочем, и сегодня есть семьи, сохранившие это чувство причастности к славной и тяжкой военной истории.
Но именно в лирических комедиях автор говорит «от себя», эта интонация для него кажется самой естественной. Пишет про людей хороших, обыкновенных и думает при этом о театре традиционном, где работают бок о бок актеры разных поколений и каждому есть что сыграть, потому что игра эта будет – про понятное. «Назад – к победам!» (название одной из недавно написанных комедий) – и грустно, и смешно, каждому понятно, о чем речь. Родившийся не в Москве – в Мордовии, Пудин слышит московскую речь, чувствует жизнь уходящей столицы и столицы новой, слышит всех, но сочувствует слабым. По традиции русской литературы.