Виктор Арсланов. Постмодернизм и русский «третий путь». – М.: Культурная революция, 2007. – 656 с.
Еще одна попытка открыть «срединный путь» между бинарными оппозициями российской политики и культуры. Автор обнаруживает его в работах представителей так называемого «течения» (Г.Лукач, В.Александров, Е.Усиевич и др.) и идеях лидера направления – «онтогносеологии» одного из самых загадочных мыслителей советской эпохи Михаила Лифшица (1905–1983).
В 1943 году Лифшиц писал: «Наша история создала такую основу для разрешения контрастов развития, такие богатые возможности, которых никогда раньше в истории не было и которые подводят нас к идее мирового значения русской культуры». Сегодня эти слова звучат как яркий пример несбывшегося пророчества, но, считает ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Виктор Арсланов (р. 1947), программа, которую выдвинул Лифшиц в 30-е годы и которой следовал на протяжении жизни, «способна постоять за себя». Эта российская альтернатива, по его мнению, конечно, не новое христианство и не целостная философско-экономическая доктрина, не единый художественный стиль или метод. И тем не менее ее так же трудно вычеркнуть из истории, как победу СССР над фашизмом, как влияние наших опытов с плановой экономикой – на реформирование западного капитала, как оздоровляющее воздействие солидарности, отнюдь не мифологической, на нравственный климат планеты.
В то же время, утверждает автор, «тот факт, что идеи течения оказываются невостребованными ни у нас, ни за рубежом, свидетельствует о том, что не только в современной России, но во всем интеллектуальном мире XX века не произошло реальной смены поколений... Речь, разумеется, идет не о биологической смене поколений, а об изменениях в самом основании культуры».