Валерий Богданов, Сергей Ларионов. Почувствовать себя русским. – СПб.: Алетейя, 2007.– 400 с. (Левиафан: Государство. Общество. Личность).
Саблины: Годы. События. Люди/ Сост. В.В.Саблина. – СПб.: Международная ассоциация «Русская культура»; Алетейя, 2007. – 208 с. (Русский Мiр. Мемуары).
Обе эти книги объединяет не только одно издательство, но прежде всего тематическая парадигма, ибо атмосфера каждой из них – это действительно почувствовать себя русским.
Авторы первой обозреваемой книги – писатели, Валерий Богданов к тому же ученый, доктор технических и психологических наук, Сергей Ларионов – поэт и философ. Для них чувство русскости практически неотделимо от исторической памяти, и прежде всего важно «не терять интерес к собственной истории, чтобы можно было хотя бы сравнивать свою жизнь с жизнью предков, не повторять их ошибок и не позволять новых экспериментов над собой, хорошо зная, что все придуманное властями новое – это хорошо забытое нами старое».
Поэтому свою книгу, не то коктейль, не то винегрет из различного рода сведений, они начинают с того «старого, которое не стареет», – с античности. Первые 200 страниц писатели-популяризаторы посвятили пересказу сведений о Сократе, Диогене, Пифагоре, попе Гапоне (кстати, прадед В.В.Богданова был жандармом, погибшим 9 января 1905 года), трагедии на Ходынке, Чкалове, поэте Шевченко, истинном авторе романа «Цусима» (отнюдь не Новикове-Прибое) В.П.Костенко, писателе Г.П.Климове (либеральной критикой позиционированном мракобесом и антисемитом), писателях Гайдаре и Шолохове (приводится очередная версия, кто на самом деле скрывался за личиной известного писателя), царе Иване Грозном и черносотенцах (обеляя и высветляя привычную мифологизацию), Катыни и Хатыни, сумев вставить в цепь повествования историю происхождения ряда вещей (основываясь на фактах, изложенных П.Джеймсом и Н.Торпом в книге «Древние изобретения», Минск, 1997), таких как автомат торговый, воздушный шар, гильотина, громоотвод, деньги, зоопарк, зубоврачебное дело, какао, карты географические, контрацепция, лифт, обезболивание, отопление центральное, робот промышленный, театр, туалет публичный, холодильник, чай, лампочка Эдисона или Ильича, и не позабыв привести биографический список соратников Ленина: Елизарова, Литвинова (не удосужившись привести его настоящую фамилию, хотя в других случаях это было сделано), Воровского, Плеханова, Засулич, Д. и М. Ульяновых, М.Горького, М.Андреевой и Луначарского.
Следующие 200 страниц, начиная с раздела «Почувствовать себя русским», заполнены пересказом сведений о Куликовской битве, о двойственности «заграницы» по отношению к нашей стране, парадоксальной трактовке поэмы «Руслан и Людмила» (стоит заглянуть в список ее персонажей-символов, где немало масонства), легенды о граде Китеже, продаже товаров по почте, чертовщине введения ИНН, налоговых тягот, деградации различных СМИ, болезнях Родины, неточности библейских текстов, неопределенности реальности, наконец, загробной жизни.
Корректура жуткая, чего стоит только поименование на стр. 168 поэта Д.Кедрина Кудриным или словцо в стихотворении самого В.Богданова – медсамбат вместо медсанбата. Вообще процитированных, чаще полностью, стихотворений в книге в излишке.
И, видимо, стоит переадресовать самим авторам цитату из предисловия: «За словом «история» сегодня скрывается частично коллекция допотопных анекдотов, частично – набор колотых горшков, а по большей части – дырка от бублика. Никакой науки за этим словом не скрывается».
После чего книга «Саблины» воспринимается просто как луч света в темном царстве. Потомки старинного дворянского рода Саблиных, его вологодской ветви, объединили в сборник воспоминания, письма и послужные списки своих предков. Начата книга практически исследованием судьбы старшего друга А.П.Чехова и редактора его ранних рассказов М.А.Саблина (1842–1898) и других Саблиных и их окружения в XIX веке, потом следует рассказ о Саблиных в конце XIX века – первой трети XX века, Саблиных в XX веке и заканчивается книга росписью поколений, девяти колен, с XVIII века по настоящее время.
Знакомясь с перипетиями представителей рода, начинаешь верить тому, что, «как ни бросала жизнь Саблиных, неведомая таинственная сила (каждый называет ее по-своему) выстраивает отдельные биографии в линию. И ты видишь: это и есть нить судьбы. Династия геологов, экологов, географов, зоологов просматривается в саблинском клане в четырех поколениях на протяжении ста лет». Но Саблины достойно проявили себя еще и в медицине и литературе, в военном и морском деле, в науке и культуре, строительстве и лесоводстве. Они изведали беды Гражданской войны, гулаговское заточение и лишения ленинградской блокады.
Альбом чудом сохраненных старинных фотографий замечательно передает веяния миновавших эпох, уровень достатка разных семей, переплетение семейных уз и вехи дружеского общения.
Именно после знакомства с этой книгой и понимаешь без лишнего пафоса, что это такое – почувствовать себя русским.