0
2434

13.12.2007 00:00:00

Русистика today

Тэги: нестор, столыпин, россия, история


Нестор № 11. Журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Смена парадигм: современная русистика. Источники, исследования, историография. – СПб.: Нестор-История, 2007. – 404 с.

Познакомившись с двумя последними выпусками историко-культурного журнала «Нестор», почувствовал себя совершенным неофитом. Как же – не только появился новый интересный журнал, но и начиная с 2000 года вышло уже 16 томов его библиотеки. Правда, первые три года библиотечные выпуски издавались в Кишиневе, а в Питере они выходят с 2004 года.

В обозреваемом сборнике три раздела: методология, политическая история и социальная история; опубликовано 14 статей, из которых 6 принадлежат перу отечественных и 8 – перу иностранных ученых. Составитель и научный редактор профессор СПГУ Б.Н.Миронов в своем предисловии превосходно охарактеризовал их тематику. Его же начальная статья «Россия и Запад в XVIII – начале XX в.: социологические образы и историческая реальность» посвящена тому, как Россия развивается в качестве европейской страны, причем разрыв в социальных, экономических и культурных отношений значительно сократился за последнее время. А в статье «Мифологема о системном кризисе в России после Великих реформ 1860–1870 гг.» он, пересматривая господствующие в историографии взгляды на пореформенное развитие России как проходившее якобы под знаком системного кризиса, приходит к выводу, что традиционная концепция о снижении жизненного уровня трудящихся в пореформенное время оказалась несостоятельной; благосостояние крестьянства, оказывается, претерпело существенный рост.

Завотделом истории России XVI–XIX веков Института истории и археологии УрО РАН И.В.Побережников в статье «Россия в мировом историческом процессе: три теоретические проекции» рассматривает три способа интерпретации российской истории в рамках модернизации, цивилизации и целостности мира. Модернизационная парадигма выглядит в глазах исследователя предпочтительнее.

Профессор факультета международных отношений УГУ (Екатеринбург) О.Н.Богатырева предлагает вниманию читателя статью «Институт земских начальников и крестьянское самоуправление в северо-восточных губерниях», где вопреки сложившейся традиции настаивает на целесообразности данного института в конце XIX – начале XX века. По ее мнению, учреждение института земских начальников активно помогало крестьянству приспособиться к новым условиям пореформенной деревни.

Профессор Принстонского университета Стефан Коткин в статье «Государство – это мы? Мемуары, архивы и кремленологи» подвергает скрупулезному анализу возросшую за последние 25 лет приверженность архивам как средству разрешения научных споров, меж тем как только мировоззрение исследователей и используемая ими методология, учитывая также характер времени и окружающей среды, по-настоящему влияют на историографию.

Научный сотрудник и секретарь Отдела новой истории России СПИ истории РАН С.В.Куликов опубликовал статью «Революции неизменно идут сверху┘»: падение царизма сквозь призму элитистической парадигмы» заново прочитал как будто известные факты Февральской революции, опровергнув их прежнюю трактовку с классовой точки зрения в угоду господствовавшей ранее марксистской парадигме.

Профессор российской и европейской истории в университете Тель-Авива Игал Халфин представил статью «Из тьмы к свету: коммунистическая автобиография 1920-х годов», где исследовал студенческие автобиографии периода нэпа, представление которых по инстанции было обязательно при вступлении в партию. Автор показал, как господствовавшая коммунистическая идеология изменяла индивидуальные представления, навязывая людям образ мира, стиль жизни и поведения; как партия не только манипулировала, но и формировала самосознание и самоидентификацию, осуществляя для начала символическое насилие.

Профессор русской истории в Пенсильванском университете Питер Холквист в статье «Общество против государства, общество, сплачивающее государство: образованное общество и государственная власть в России в 1914–1921 гг.» проводит существенный анализ преемственности политических институтов в советской и царской России, высоко оценивая при этом столыпинскую реформу. Б.Н.Миронов считает, что автор, не имея ничего общего с марксизмом, очень близок к концепции В.И.Ленина о государственно-монополистическом капитализме.

Доцент истории в колледже Св. Марии в Мэриленде Томас Барретт опубликовал статью «Не годится казаку жить одному»: женщины и гендер в казацкой истории», где существенно пересмотрел точку зрения, по которой казаки считались женоненавистниками, а казачки – полностью и во всем подчиненными мужчинам. Уровень гендерной дискриминации в России сильно варьировался в зависимости от времени, места и сословия, и, несмотря на патриархат, в руках русских крестьянок порой сосредотачивалась значительная власть.

Президентский профессор исследований и профессор российской истории Университета Северного Иллинойса Кристина Воробец в работе «Кликушество в имперской России» объясняет этот феномен как рациональное средство решения гендерных проблем в российской деревне, то есть как своеобразную форму защиты крестьянок от стресса, вызванного угрозой потери престижа в семье и деревне.

Профессор российской истории и директор программы обучения за рубежом в Миддлбэри Колледж Дэвид А.Ж.Мэйси в работе «Были ли крестьяне против столыпинской реформы?» подвергает полному пересмотру господствующую парадигму реформы и приходит к выводу, что нет оснований думать, что крестьяне безусловно поддерживали общину или абсолютно противились новым реформам. В деревне после 1906 года происходила не столько война между двумя системами собственности, чего опасались дворяне, и не столько война между двумя сельскохозяйственными системами, как думали многие в правительстве, сколько столкновение интересов внутри самого крестьянства. Столыпинская реформа открыла ящик Пандоры, несмотря на всю правильность своей концепции.

Профессор истории в Брандайском университете Грегори Фриз в последней статье журнала «Открывая заново православное прошлое: микроисторический подход к религиозной практике в России периода империи», не отводя в сторону макроанализ, выступает за сочетанное двухуровневое исследование российской религиозной истории. Он, анализируя исповедную статистику, церковные отчеты о народной религиозности и бракоразводные дела, оправдывает пафос заголовка статьи и из конкретики фактов выстраивает бинокулярность взгляда на минувшее, однако по-прежнему актуальное.

В своем емком предисловии автор заметил, что единой мировой русистики, к сожалению, пока нет. Однако процесс создания новой интернациональной историографии России идет полным ходом, и новый сборник это воочию демонстрирует. Собранные здесь работы объединяет не тематика, период или методология, а свежесть взгляда на старые проблемы или постановка новых вопросов: все статьи в той или иной мере ломают старые парадигмы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
503
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2222
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1456
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1086

Другие новости