Ирина Бескова. Природа сновидения (эпистемологический анализ). – М: Издательство ИФ РАН, 2006. – 240 с.
В книге Ирины Бесковой рассматриваются особенности отношения к сновидениям, сложившиеся в разные исторические эпохи в разных сообществах, включая традиционные примитивные культуры. Объемный анализ, выдержанный в монографии, позволяет по-новому отнестись к опыту смерти, который может эмоционально переживаться человеком в сновидении: «Так, если его убивают, он будет переживать, как если бы снящееся происходило с ним в действительности. (В этом-то и ужас кошмарных сновидений!)».
Специальное внимание в книге уделяется техническим характеристикам сна и сновидения, полученным в рамках многочисленных исследовательских программ в нейрофизиологии, медицине и психологии. Ключевым понятием в изучении сновидений является фаза быстрого движения глаз (БДГ). Оказывается, сновидения видят даже дети в утробе матери! Однако возникают закономерные вопросы: что может видеть во сне неродившийся ребенок, ведь его зрительный аппарат еще не имел опыта восприятия реальных объектов окружающего мира? Какие же «киноленты» он просматривает? В какой форме тогда предстают перед ним образы сновидений, о наличии которых однозначно свидетельствует электрическая активность мозга? Если принять гипотезу о сновидениях как о побочном продукте нормального функционирования мозга, то «можно сказать, что младенец, еще не родившийся на свет, находящийся в утробе матери, во время сновидения ничего не видит (не видит – в нашем понимании). Его головной мозг просто функционирует в определенном режиме».
Авторская часть книги содержит гипотезу об антропологических границах – внешней и внутренней. Внешняя граница телесности начинается с кожи, а внутренняя – с неспособности контролировать работу собственных органов. Бескова предлагает трехуровневую структуру человека, включающую сознание, подсознание и бессознательное: «Сознание – это то, что имеет своей областью определения человека как целое, подсознание – человека как совокупность подсистем и бессознательное – человека как отдельные системы, входящие в его организм». Согласно Бесковой, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное и представителям древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников. Одной из важных особенностей реликтового мировосприятия является наличие ненарушенной связи между Эго, а также внешним и внутренним миром.
Нашим предкам был доступен больший диапазон каналов приема и отдачи информации. Мы же привыкли делить бытие на внутренний и внешний мир. Поверхностной структурой для нас является пресловутое Я, которое Бескова считает не субстанциональным, а функциональным (и по сути – пустым). Внешний мир мы считаем враждебным для себя, поскольку не можем перерабатывать всю обволакивающую нас информацию. Мы живем отнюдь не в ноосфере (или инфосфере), а в окружении физических явлений, не выразимых в опыте. Аналогично обстоит дело с нашим организмом (анатомическим внутренним миром) в совокупности всех его подсистем. О происходящем внутри себя мы осведомлены не меньше. Многие процессы протекают безболезненно, а когда что-то ломается, правильный диагноз можно установить только при наличии сданных анализов, хотя в языке по-прежнему бытуют такие выражения, как «всем телом почувствовать», «кожей ощутить опасность», «затылком (спиной) почувствовать чей-то пристальный взгляд», «нутром чуять» и т.п.
Мыслецентризм homo sapiens обусловлен тем, что мысль – это всего лишь еще одна система репрезентации поступившей информации, тогда как каналов восприятия намного больше. Иногда их называют интуицией или шестым чувством. Мы считаем систему мысли универсальным средством, хотя и сознаем ограниченность ее возможностей, настаивая на том, что не всякий опыт выразим в языке. Несмотря на то что мы принимаем ее за интегральную, своего рода метауровневую по отношению ко всем прочим, возможно, что она – того же порядка, что и прочие репрезентативные системы, для выражения которых никак не обойтись без помощи антиязыка.