Библейский атлас. История и география библейских земель. Главный консультант Барри Дж. Бейцель. – М.: АРТ-Родник. – 576 с.
Библеистика относится к числу таких научных дисциплин, которые все еще воспринимаются в нашей стране как диковинные заморские звери. Поэтому выход в свет нового научно-популярного путеводителя по страницам главной книги иудеев и христиан – событие, безусловно, имеющее научное значение. Правда, внешний вид «Библейского атласа» (альбомный формат, 650 цветных иллюстраций отменного полиграфического качества) напоминает скорее о вездесущем «гламуре», где яркость иллюстраций компенсирует бледность содержания. Однако в действительности дело обстоит совершенно иначе. Новый атлас, посвященный истории и географии земель, где происходили описанные в библейских книгах события, представляет собой русскую версию американского издания Biblica, весьма амбициозного даже для Америки проекта, осуществленного усилиями тридцати профессоров-библеистов из Америки, Европы и Австралии.
Biblica охватывает все этапы библейского Откровения – от сотворения мира до путешествий апостола Павла. Открывается «Атлас» введением, в котором рассматривается проблема единства корпуса библейских текстов и дается общий обзор географии и истории стран Древнего Ближнего Востока. Далее следуют главы, повествующие о каждом значимом событии Ветхого и Нового заветов. В завершение – подробный справочник дат, имен и географических названий.
Многие из авторов «Атласа» являются сотрудниками Принстонской теологической семинарии, крупнейшего на сегодняшний день мирового центра библейских исследований. Поэтому конфессиональную ориентацию издания составляет добротный принстонский плюрализм, позволяющий находить общий язык и проявлять научную солидарность исследователям разных религиозных традиций – иудейской, католической и протестантской. Общая методология работы с древними текстами в «Атласе» состоит в аккуратном балансировании между требованием научно-критической объективности и априорным доверием библейскому повествованию. Все события и персонажи рассматриваются в оптике последних научных данных по истории, археологии, географии и филологии Ближневосточного региона, но при этом авторам удается избежать того «дискурса подозрения», которым грешили многие исследования Библии, ориентированные на традицию научного позитивизма середины XIX века. Например, детально пересказывая историю Ноя, авторы «Атласа» тем не менее приводят итоги последних данных археологии: «Признаки затопления можно обнаружить на раскопках вблизи Тигра и Евфрата; при этом характерные наносы ограничены только этими территориями. Поэтому легенды о Всемирном потопе пока остаются неподтвержденными». Такой подход позволяет исследователям не отступать от презумпций научного взгляда и вместе с тем удерживать внимание на библейском сюжете со всеми его мифопоэтическими и символическими пластами.
Закономерен вопрос: зачем вообще нужно реконструировать географию библейских сюжетов? Создатели «Атласа» убеждены в том, что, если бы мы знали, в каком именно месте произошли те или иные события или были произнесены те или иные речения, мы смогли бы лучше понять их смысл. Например, слова Иисуса о том, что вера размером с горчичное зерно может двигать горами, традиционно трактуемые как высокая метафора, в действительности, утверждают авторы, имели вполне практический подтекст, поскольку были произнесены неподалеку от того места, где по приказу Ирода была срыта гора и на ее месте был воздвигнут город-крепость.
Небывалый для бюджета некоммерческого научно-популярного издания размах в оформлении книги, изобилие репродукций, отсылающих к более чем двухтысячелетней истории живописи, – все указывает на то, что помимо задачи популяризации Библии авторы данного проекта ставили перед собой в том числе и идеологическую цель – показать, что, несмотря на научную критику и необратимые процессы секуляризации, Библия и сегодня является одной из самых уважаемых и исследуемых книг, по-прежнему оставаясь фундаментом западноевропейской цивилизации. Но такая цель едва ли может быть достигнута, если заповедь «проповедовать Благовестие всем народам» отменяется требованием политкорректности: вопрос о том, почему Библию все-таки стоит читать, авторами «Атласа» даже не ставится. Выход «Библейского атласа» в России происходит в ином контексте – в привычной для нас ситуации «снега на голову»: надежда на коммерческий успех, помноженная на непредсказуемость русского книжного рынка, определяет судьбу этой необычной книги.