Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри/ Под ред. Елены Ярской-Смирновой, Павла Романова. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2007. – 408 с.
Наши и зарубежные авторы, сомкнувшись тесными рядами, посвятили свой сборник профессиям и строящимся вокруг них социальным отношениям. Социум и культура меняются, и зачастую профессии теряют свои первичные определения и контексты, превращаясь в нечто совершенно новое. По сути, исчезает замкнутость профессиональных ячеек, растекаются их дефиниции, утрачивается статусная стабильность общества. Сборник посвящен как раз проблеме «субъективных профессионалов», следующих скорее своей собственной самоидентификации и оценке сограждан, нежели данному образовательной системой клейму.
Я как-то сетовала по поводу того, что человечество утрачивает драгоценный профессионально-поведенческий синкретизм (когда он в равной мере охотник и чиновник, поэт и музыкант), но вот, оказывается, на рынках труда разных стран все обстоит иначе: нет четких специализаций. Существенна в этом плане проблема креденциализма – формальное специальное образование и наличие сертификата о его получении никак не гарантируют обладателю ни соответствующий статус, ни заработную плату. Вместе с тем существуют такие формы занятости, как вождение маршрутного такси, промышленные работы, которые находятся на периферии почетности (этим профессиям как раз посвящены отдельные главы). Плюс постсоветская, вопрос взаимодействия «частного» и «государственного», в результате которого страдает, роняет качество государственный, неоплачиваемый сектор.
В сборнике в том числе затронута проблема различных подходов к знанию и его конвертируемости: что это, капиталистический символический товар или свободная ценность? Другими словами, имеет ли интеллектуал свой статус? Вместе с этим разным разрешениям подвергается понятие «интеллигенция». Как пишет Дмитрий Попов («Основные направления концептуализации понятия «интеллигенция»), «она все в большей степени превращается в чисто условную группу, границы которой определяются прежде всего ее рефлексивностью».
Интересна статья У.Бринккьера и М.Норгольма «Какая связь между практической деятельностью и сопутствующим ей дискурсом». Здесь обсуждается статус практической теории, то есть то, насколько она отделена от практики. При этом авторы по англо-саксонской традиции различают профессионалов (юристы, менеджеры, врачи) и полупрофессионалов (школьные учителя, медсестры и т.д.). Целый раздел сборника (четыре статьи) посвящен гендерным проблемам: дается представление о низкой конкурентоспособности женщин даже в нейтральных областях вроде науки и образования.
Название сборника «Профессии.doc», как сказано в предисловии, навеяно московским Театром.doc, работающим в документально-художественном жанре вербатим и ставящим множество пьес о врачах, работниках офиса и прочих с повышенным вниманием к деталям повседневной жизни. Некоторые статьи в сборнике написаны в том же духе, на основании интервью, наблюдений, статистик, анализа документов. Последний раздел так и назван: «Феноменология профессионализма: в поисках «скрытого знания». Исследование, к примеру, Ирины Назаровой («Приметы в профессиональной среде») посвящено ритуализации и фольклоризации некоторых профессий, связанных с категориями «удачи»–«неудачи» (актеры, рыбаки, хирурги и т.д.). Привлекается богатый иллюстративный материал, делаются выводы: «Если в профессиональных сообществах, для которых более актуальным является избежание неудачи (пожарные, медицинские работники, машинисты, парашютисты и пр.), новые и чистые предметы становятся источниками опасности, то для профессиональных сообществ, настроенных на привлечение удачи (игроки), новое получает положительную оценку».
В целом сборник является своеобразной этнографией профессий, продолжением сборника «Антропология профессий», изданного два года назад. Здесь отражается стремление редакторов и авторов преодолеть дисциплинарные границы между гуманитарным и социальным, не ударяясь при этом в крайность полного растворения границ и контекстов. Во главу угла ставится утрата многими видами деятельности своих значений.
Книга в силу своей научной специфики будет все же затруднительна для широкого читателя.