0
2739

22.11.2007 00:00:00

Бытие под вопросом

Тэги: бофре, философия, хайдеггер


Жан Бофре. Диалог с Хайдеггером. Кн. 1. Греческая философия/ Пер. с французского В.Ю.Быстрова. – СПб.: Владимир Даль, 2007. – 254 с.

Жан Бофре. Диалог с Хайдеггером. Кн. 2. Новоевропейская философия/ Пер. с французского В.Ю.Быстрова. – СПб.: Владимир Даль, 2007. – 395 с.

Может показаться парадоксальным, но некоторая двусмысленность, возникающая из названия этой книги, прямо вытекает из желания ее автора быть абсолютно правильно понятым. «Диалог с Хайдеггером» – не сборник интервью, которые швабский философ гипотетически мог дать своему французскому другу и ученику Жану Бофре, и не беллетризированная стенография частных бесед, которые начиная с 1946 года и впрямь велись между ними довольно регулярно. Перед нами четырехтомное собрание оригинальных работ Жана Бофре, его статей, лекций и эссе, среди которых лично к Хайдеггеру обращен лишь один-единственный текст – письмо, написанное Бофре 26 сентября 1969 года по случаю восьмидесятилетия мыслителя из Шварцвальда. Оно-то как раз и служит своеобразным предисловием ко всему изданию.

Кроме как в этом письме-предисловии, Бофре уже нигде (по крайней мере на протяжении первых двух томов «Диалога») не говорит с Хайдеггером напрямую. Все статьи и очерки по истории греческой и новоевропейской философии, составившие содержание обеих книг, адресованы самой широкой и весьма разнородной аудитории. Так, «Лекция о Пармениде» была прочитана Бофре в 1967 году по просьбе актеров из группы античного театра Сорбонны, а очерк «Христианская философия» первоначально представлял собой выступление философа перед прихожанами парижской церкви Сен-Жак-дю-Го-Па в декабре 1964 года. Конечно, есть здесь и тексты, написанные для изданий в строгом смысле этого слова научных. Однако для кого бы ни писал Бофре – для высоколобых коллег по академическому цеху или же для обычных людей «из толпы», – он, в сущности, всегда имел в виду лишь одного собеседника, Мартина Хайдеггера. Не потому, что личность Хайдеггера заслонила в его глазах всех остальных представителей философской корпорации, но, наоборот, именно потому, что философия Хайдеггера актуализировала «человека вообще», которым является «каждый из нас, прежде чем быть человеком партии, церкви, нации, профессии». А также потому, что, с точки зрения Бофре, философия Хайдеггера является ни много ни мало новой эпохой в историческом развертывании бытия.

Несмотря на внешнюю мозаичность содержания, «Диалог с Хайдеггером» представляет собой монолитный, глубоко продуманный проект, в основе которого можно без труда распознать хайдеггеровскую концепцию историчности бытия. Бофре не препарирует историю философии так, как это делают дидактической наглядности ради школьные учебники, все и вся систематизирующие. Однако из разрозненных высказываний автора пытливый читатель все-таки может вычитать своеобразную хронологию бытия. Так, первая книга «Греческая философия» посвящена двум эпохам: бытия как непосредственной данности (Гераклит, Парменид) и бытия как объекта мышления (Платон, Аристотель). Это, говоря языком Хайдеггера, бытие до его забвения и бытие в его забвении. Правда, для Бофре сказать так о бытии не значит реально его помыслить. В шести небольших текстах, составляющих корпус первого тома, Бофре вновь и вновь возвращается к одному и тому же вопросу о начале греческого мышления из раскола бытия. В этом движении мысли по кругу он подобен птице, кружащей над разоренным гнездом.

Во второй книге греческое «бытие сущего» трансформируется в новоевропейское «бытие как действие», «вплоть до его окончательного определения как воли к власти» (от Лейбница до Ницше). Здесь мысль Бофре, наоборот, развивается скорее центробежно, чем центростремительно. Так, оттолкнувшись от проблемы исчисления бесконечно малых у Лейбница, автор переходит к гегелевской концепции абсолютного субъекта, от «марксистского переворота гегелевской системы» – к «американизму и коммунизму», от «вопроса о технике» – к «вопросу о нигилизме» и т.д. и т.п. Строгой системы тут опять же нет, чего, правда, и трудно было бы ожидать от девяти статей, написанных по разным случаям и частично остававшихся невостребованными вплоть до их первой публикации в «Диалоге» 1973 года издания. Собранные воедино, эти тексты больше напоминают картографию троп, которыми новоевропейское мышление пробиралось к бытию, томящемуся под спудом сущего. С этих троп, как известно, рано или поздно приходит время ступить на проселочную дорогу, которой соответственно посвящены третий и четвертый тома «Диалога» – «Приближение к Хайдеггеру» и «Путь Хайдеггера».

Наверняка сегодня найдутся знатоки, которые сочтут Бофре слишком хайдеггерообразным, то есть вторичным явлением послевоенной европейской философии. Определенная доля истины в этом суждении, безусловно, есть, хотя справедливости ради надо заметить, что почти все тексты Бофре, вошедшие в «Диалог», были написаны до выхода в свет французского собрания сочинений Хайдеггера, в пору, когда и вокруг самого Хайдеггера существовал своеобразный заговор забвения. Что же касается упрека во вторичности, то, согласитесь, его скорее можно отнести к тому, кто воспроизводит чужие ответы, а не к тому, кто задается теми же самыми вопросами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
476
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
406
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
348
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
471

Другие новости