Осенью в Лондоне прошла ежегодная конференция Уэллсовского общества. Организация эта была создана в 1960 году для пропаганды, популяризации и изучения художественного и научного наследия Герберта Джорджа Уэллса. А наследие это велико – самое полное на русском языке собрание сочинений писателя в 15 томах составляет лишь около трети того, что было им написано. Прозаик, одинаково комфортно ощущавший себя в реалистической прозе и в фантастике (не даром Джозеф Конрад назвал Уэллса «реалистом фантастического»), философ, социальный мыслитель, историк, публицист, биолог, Уэллс оказал значительное влияние не только на английскую и мировую литературу, но и на общественную мысль.
Конференция была посвящена изучению научных и философских взглядов Уэллса. Тематика докладов была весьма разнообразной: научные и философские мотивы романа «Машина времени», Уэллс и проблемы городского планирования, влияние на Уэллса утопических идей Платона, творчество Уэллса и философия Уильяма Джеймса, роль Уэллса в становлении английского модернизма, Уэллс и современные визуальные технологии, Уэллс и теория массовых коммуникаций, предвидения Уэллса как средство социального анализа будущего (такой была тема выступления автора этих строк)┘
На конференции присутствовали около 30 человек. Среди них – писатели (Брайан Олдисс и Стивен Бакстер), литературоведы (профессора Джон Хантингтон, Сильвия Харди, Патрик Парриндер), студенты и аспиранты английских университетов. Удивительная атмосфера царила в небольшом зале, все – и мэтры, занимающиеся Уэллсом десятки лет, и новички, оказавшиеся здесь впервые, – были исключительно доброжелательны и дружелюбны. Не ощущалось ни академической напыщенности, ни организационной помпезности. Казалось, в своем интересе и любви к Уэллсу все были равны: от патриарха английской прозы Брайана Олдисса, два года назад отметившего 80-летний юбилей и увенчанного множеством литературных наград, до девчушки-японки, второкурсницы Лондонского университета.
Примечательно, что на конференции речь шла не об Уэллсе-фантасте, более того, о нем как об авторе знаменитых научно-фантастических романов и рассказов практически никто и не говорил. Уэллс представал в докладах как писатель, ставший частью национальной литературы и воспринимавшийся при этом не музейным экспонатом, а органической составляющей современной культуры. Потому и конференция ощущалась как дело не просто интересное, но живое и важное для всех присутствующих. Это вроде бы камерное мероприятие, даже отчасти рутинное (ведь конференции проводятся ежегодно с 1960 года!), на мой взгляд, может служить примером того, как надо изучать творческое наследие национального классика: без фанфарного восторга, даже сдержанно, по нашим представлениям, но планомерно и в высшей степени плодотворно – учитывая, что лучшие доклады публикуются в журнале «Уэллсианец».
И подумалось: что же нужно, чтобы и у нас проходили такие же конференции – в небольших аудиториях, лишенные пафосности, но при этом столь же эффективные? Чего же не хватает? Вероятно, понять это поможет известная история об иностранце, который, восхищенный элегантным английским газоном, обратился к садовнику с просьбой рассказать, как удалось создать такую красоту, и услышал в ответ: надо просто аккуратно подстригать траву – регулярно 200 лет подряд...