Хорошо известно, что для актеров нет большей беды, чем устоявшееся амплуа. Сыграл актер в картине, которая стала культовой и весьма любимой народом, ему бы радоваться, ан нет... Амплуа как прилипнет к нему, так уже не оторвать. После смерти Александра Демьяненко много писали, как он ненавидел своего Шурика, как пытался сломать стереотип, старался играть серьезные героические роли, но ему снова и снова предлагали воплощать на экране образы смешных простаков. Та же история была, к примеру, и с Александром Кайдановским – лишь только Андрею Тарковскому удалось сломать стереотипы его амплуа. Так актер, уходя в режиссуру, и шутил невесело: «Я сыграл несколько десятков белогвардейцев и одного сталкера».
А сейчас еще хуже: сыграл актер в каком-нибудь сериале, который показывается дольше, чем снимался, и все – законченный мент! Или, напротив, бандюган. Никто уже ему роли какого-нибудь Гамлета не даст. Или даже Хлестакова.
У писателей очень часто случаются те же самые проблемы. Вот, к примеру, повести Кира Булычева в 80-е годы расходились миллионными тиражами в «Пионерской правде», так он и остался для многих детским писателем. А он ведь писал и взрослую фантастику, и исторические вещи, и научно-популярные, и даже детективы... А от него снова и снова требовали детских. Он ненавидел свою Алису почище, чем Демьяненко – Шурика... Но детям отказать не мог – снова и снова садился за очередные приключения «девочки из будущего». Может быть, именно из-за своей доброты да из-за этого самого амплуа он так и не успел закончить главное дело своей жизни – романный цикл «Река Хронос».
Или вот, к примеру, Стругацких приписали к ведомству фантастики... Когда Дмитрий Быков сравнил «Кысь» Татьяны Толстой с их «Улиткой на склоне», в интернете поднялся такой шум! А потом оказалось, что те, кто не допускал постановки в один ряд этих писателей, просто не читали ни того, ни другого произведения. Опять же сработало амплуа.
Стоит писателю напечататься в какой-нибудь серии типа «Звездный лабиринт», и все – ни один серьезный критик его даже читать не станет. А если встретит в номинационном списке на какую премию, то тут же зарубит, так же не читая – руководствуясь исключительно стереотипами.
Александра Маринина, Полина Дашкова пишут-пишут семейные саги, а читатели он них снова и снова ждут детективов...
У наших современников еще есть шанс хоть как-то побороть свои амплуа, разрушить их или хотя бы раскачать. А у бедных классиков и на это надежды нет... Герберт Уэллс – фантаст. Он написал «Машину времени» и «Войну миров». Еще приезжал в Советский Союз и называл Ленина кремлевским мечтателем. Станислав Лем – тоже, конечно, был фантастом... Его перу принадлежат «Солярис» и «Приключения пилота Пиркса». Его, конечно, экранизировал Тарковский, но всем же понятно, что не от хорошей жизни. То ли дело «Зеркало», эмигрантская «Ностальгия»... А то, что и у Уэллса, и у Лема есть множество глубоких философских и гораздо более серьезных произведений, об этом знают совсем немногие. Эти книги, увы, издаются меньшими тиражами и менее заметны...
А между тем ведь каждый писатель – это огромный мир, достойный подробнейшего исследования. Вот, оказывается, и на «Приключения Шерлока Холмса» можно взглянуть как на энциклопедию английской жизни времен королевы Виктории...
Поменьше бы было стереотипов!