0
1181

15.11.2007 00:00:00

От ролевых игр к бомбардировкам Ирака

Тэги: хапаева, готика, субкультура


Дина Хапаева. Готическое общество: морфология кошмара. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 152 с. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).

Вначале у доверчивого читателя может сложиться впечатление, будто автор (а серьезный, между прочим, автор: историк и социолог, заместитель директора по научному развитию Смольного института свободных искусств и наук) ставит перед собой вполне культурологическую задачу: создать модель современного общества – по крайней мере западного, причисляя сюда с известными оговорками и российское – в целом описать его тип, выявить принцип, формирующий и объединяющий все многообразие его аспектов – от естественных наук и художественной литературы до политики, молодежных увлечений и стереотипов массового сознания.

Это общество, пришедшее на смену обществам Нового времени (как отрицание и разрушение, если не сказать – предательство этих последних) Дина Хапаева предлагает называть «готическим» – с отсылкой, правда, не столько к архитектуре средневековых соборов, сколько к готам, погубившим Римскую империю вместе со всеми ее достижениями и положившим начало именно тому, во что, по мнению автора, погружаемся сейчас и мы: тьме Средневековья.

Увы, увы: книге так и не удалось определиться с собственным жанром. От заявленного в начале культурологического теоретизирования повествование чем дальше, тем все больше смещается в сторону публицистики, щедрой на эффектные формулировки и, что самое досадное, недопустимо скупой на доказательства.

Оборот «готическое общество», предложенный в качестве термина, остается скорее метафорой, чем научным понятием. А что, у этого, между прочим, почтенная традиция. Итальянские гуманисты, помнится, тоже именовали «готическим» все средневековое искусство ввиду его, как они были уверены, темноты и дикости. Вот и в книге Хапаевой слово «готический» маркирует прежде всего – по сути, единственно – благородное негодование автора против грядущего (уже, по существу, и наступившего) «варварства».

Нет, признаки новейшей «готики» даже формулируются. Это – утрата общечеловеческой системы ценностей (и даже потребностей в ней), глубокая субъективность в восприятии всего вплоть до времени и устройства мироздания и в конечном счете – «трагедия абсолютного поражения человека», утратившего и веру в себя (то ли дело было во времена Возрождения!), и непременно с нею связанную ответственность, и отступившего перед Нечеловеческим.

Именно об этом, полагает исследователь, свидетельствует все: и молодежная «готическая» субкультура (описанная, несмотря на свою программную «готичность», довольно поверхностно), и современная литература фэнтези (из всего необозримого изобилия которой анализируются лишь «Дозоры» Сергея Лукьяненко вкупе с соответствующими фильмами да «Дикая стая» Вадима Панова), и даже естественная наука (для суждений о которой оказалось возможным обойтись популярными публикациями в газете «Известия»).

К сожалению, остается очень мало продуманным вопрос, почему и посредством каких именно механизмов общество (по преимуществу отечественное – на самом деле в книге идет речь почти исключительно о нем) претерпевает такие метаморфозы; в чем источник такой исторической динамики. Похоже, автор всерьез склоняется к тому, чтобы видеть корень этого – в эстетике. В отказе от «эстетической системы Нового времени, проникнутой духом рационализма и основанной на поклонении человеку». «Сегодня готическая эстетика, в которую на разных этапах влились разные течения, наводняет нашу жизнь. Она порождает новую – готическую – мораль и начинает ткать социальную основу готического общества».

Зато наконец-то ясно, кто виноват в несчастьях современных обществ. В качестве едва ли не единственного «виновника» их готизации называется один-единственный человек: Джон Рональд Руэл Толкин. (Автор так негодует, что даже склоняет фамилию злодея по русскому типу: «Толкиным».) Это в его мирах, полагает Хапаева, видны первые зловещие симптомы грядущих кошмаров. Это он, «родоначальник готической эстетики», не слишком жаловавший коллег-филологов (чересчур, мол, рациональны) и требовавший серьезного уважения к «дракону» – то есть к Нечеловеческому, – «вывел свою эстетическую систему из средневекового эпоса в противовес эстетике Нового времени, пронизанной идеалами Просвещения» и вообще «создал новую эстетическую систему, которая сработала с точностью часового механизма, нанеся последний сокрушительный удар эстетике Нового времени». Из его творчества родился «первый знак переворота» – ролевые игры, ужасные тем, что «предполагают перевоплощение людей в нелюдей, отрицая реальность и мораль мира человеков».

А дальше – сами понимаете – больше. В результате столь катастрофичного эстетического сдвига «готическое общество не испытывает никакого уважения к личности, индивидуальности, приватности и прямо противоречит представлению о правах человека», понятие которых и само «причудливо трансформируется под влиянием готических практик». В результате «грубое насилие превращается в основу гарантии и защиты прав человека в готическом обществе. Прототипом готического правозащитного движения <┘> становится Робин Гуд. Но так ли далеки эти практики от защиты прав человека с помощью бомбардировок, как это было в Ираке, Югославии, Иране?»

Автор адресует свой труд «врагам готического общества» – «тем, у кого вызывают протест готические практики, вторгающиеся в нашу современность. Тем, кто стремится сохранить, хотя бы в качестве места памяти, наследие европейского гуманизма». При всем уважении к этому пафосу трудно принять ситуацию, в которой читателю предлагается быть врагами чего-то прежде, чем выработано основательное понимание предмета. Не подождать ли все же, пока оно будет достигнуто?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
523
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
450
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
542
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
292

Другие новости