0
1238

15.11.2007 00:00:00

И нечего ее бояться

Тэги: ирландия, мифология, фольклор


Патриция Лайсафт, Татьяна Михайлова. Банши: Фольклор и мифология Ирландии/ Пер. с англ. Нины Чехонадской; приложение Анны Мурадовой. – М: О.Г.И., 2007, 184 с. – (Нация и культура/ Новые исследования: Фольклор).

Книга посвящена типичной и загадочной фигуре ирландских народных верований: женщине, которая является вблизи дома человека, обреченного на смерть, и ужасным воплем оповещает о его скором конце. Некоторые исследователи уверяют, что у этого персонажа – банши – нет аналогов и что вообще не слишком ясно, откуда и почему она взялась во всей странной полноте своих особенностей.

Задача авторов сборника – прояснить, так ли это.

Первая часть книги – текст, написанный главным специалистом по банши в сегодняшней Ирландии Патрицией Лайсафт (Юниверсити колледж, Дублин). Русскому читателю предлагается перевод «Карманной книги о банши» – «суммарной версии» всего, что Лайсафт написала и надумала на эту тему за 20 с лишним лет, отражающей и «новый виток бытования преданий о банши»: на этом витке вестница смерти из темного Средневековья оборачивается «персонажем современной массовой «культуры ужасов». Самые поздние из приведенных здесь свидетельств очевидцев о банши относятся к последним десятилетиям ХХ века. Пожалуй, она и теперь еще является.

Вторая часть – комментарий к работе Лайсафт, написанный российским антропологом Татьяной Михайловой и разрастающийся до полноценного самостоятельного исследования. По-моему, этот раздел книги самый интересный. То, что Михайлова – не узкий специалист по ирландскому фольклору, идет явно на пользу дела: она выводит образ страшной плакальщицы из специфически ирландского контекста и обращает внимание на некоторые устойчивые, попросту вечные его черты. Тема смерти в женском обличье, пишет она, востребована и современным сознанием, «настроенным на мифологическую волну (возможно, в связи с так называемым синдромом миллениума)». Знакома она и нашим соотечественникам.

Универсальности образу добавляет приложение отечественной исследовательницы Анны Мурадовой о бретонском вестнике смерти – Анку (бретонцы тоже числят его своим национальным символом). Хотя Анку мужского пола, выглядит как скелет или очень худой человек и не только сообщает о близком конце, но и провожает умершего в Иной мир – общего с ирландской плакальщицей у него оказывается нежданно много. Так ли уникально то, что нам таковым кажется?

Корни же образа женщины-смерти, сочетающей в себе нуминозное и эротическое, очень древние и уходят не только в общеиндоевропейский пласт опыта, но совсем глубоко: в человеческую природу вообще. Правда, у ирландцев с нею все же особые отношения. Плач банши для них – «не проклятие, а благо»: он несет «достойный переход в Иной мир и сохранение вечной памяти среди живущих». Банши жалеет умирающего – потому, собственно, и рыдает. И нечего ее бояться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
530
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
459
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
549
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
298

Другие новости