Патриция Лайсафт, Татьяна Михайлова. Банши: Фольклор и мифология Ирландии/ Пер. с англ. Нины Чехонадской; приложение Анны Мурадовой. – М: О.Г.И., 2007, 184 с. – (Нация и культура/ Новые исследования: Фольклор).
Книга посвящена типичной и загадочной фигуре ирландских народных верований: женщине, которая является вблизи дома человека, обреченного на смерть, и ужасным воплем оповещает о его скором конце. Некоторые исследователи уверяют, что у этого персонажа – банши – нет аналогов и что вообще не слишком ясно, откуда и почему она взялась во всей странной полноте своих особенностей.
Задача авторов сборника – прояснить, так ли это.
Первая часть книги – текст, написанный главным специалистом по банши в сегодняшней Ирландии Патрицией Лайсафт (Юниверсити колледж, Дублин). Русскому читателю предлагается перевод «Карманной книги о банши» – «суммарной версии» всего, что Лайсафт написала и надумала на эту тему за 20 с лишним лет, отражающей и «новый виток бытования преданий о банши»: на этом витке вестница смерти из темного Средневековья оборачивается «персонажем современной массовой «культуры ужасов». Самые поздние из приведенных здесь свидетельств очевидцев о банши относятся к последним десятилетиям ХХ века. Пожалуй, она и теперь еще является.
Вторая часть – комментарий к работе Лайсафт, написанный российским антропологом Татьяной Михайловой и разрастающийся до полноценного самостоятельного исследования. По-моему, этот раздел книги самый интересный. То, что Михайлова – не узкий специалист по ирландскому фольклору, идет явно на пользу дела: она выводит образ страшной плакальщицы из специфически ирландского контекста и обращает внимание на некоторые устойчивые, попросту вечные его черты. Тема смерти в женском обличье, пишет она, востребована и современным сознанием, «настроенным на мифологическую волну (возможно, в связи с так называемым синдромом миллениума)». Знакома она и нашим соотечественникам.
Универсальности образу добавляет приложение отечественной исследовательницы Анны Мурадовой о бретонском вестнике смерти – Анку (бретонцы тоже числят его своим национальным символом). Хотя Анку мужского пола, выглядит как скелет или очень худой человек и не только сообщает о близком конце, но и провожает умершего в Иной мир – общего с ирландской плакальщицей у него оказывается нежданно много. Так ли уникально то, что нам таковым кажется?
Корни же образа женщины-смерти, сочетающей в себе нуминозное и эротическое, очень древние и уходят не только в общеиндоевропейский пласт опыта, но совсем глубоко: в человеческую природу вообще. Правда, у ирландцев с нею все же особые отношения. Плач банши для них – «не проклятие, а благо»: он несет «достойный переход в Иной мир и сохранение вечной памяти среди живущих». Банши жалеет умирающего – потому, собственно, и рыдает. И нечего ее бояться.