Япония, открытая миру / Рук. проекта Э.В.Молодякова. – М.: АИРО-XXI, 2007, 308 с.
Традиционно говорят о двух «открытиях» Японии. Под первым «открытием» подразумевается реставрация Мэйдзи, которая положила начало периоду глубоких реформ и технической модернизации страны. Вторым открытием считаются послевоенные реформы в условиях тотальной демократизации. Изменения во внутренней и внешней политике Японии в конце 90-х годов XX века – начале XXI века, когда началось коренное реформирование всех сфер жизнедеятельности общества, часто называют третьим «открытием» Японии.
Япония на рубеже тысячелетий – это страна, переживающая целый ряд взаимосвязанных кризисов: экономический, демографический, культурный, мировоззренческий. А поскольку в современном мире Япония играет роль «машины времени», анализ японского общества позволяет составить представление о проблемах, ожидающих другие развитые страны через 20–30 лет.
О фундаментальном кризисе японского общества впервые заговорили, когда стали очевидны демографические последствия торжества общества потребления. Демографическая проблема, как известно, тем и отличается, что ее игнорирование приводит к отсутствию необходимости решать все остальные проблемы. Коэффициент фертильности (среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни) позволяет составить представление о глубине демографического кризиса – в 2005 году в Японии он опустился до 1,25 (для поддержания стабильной численности населения он должен равняться 2,08). В 2007 году уже более 70% японских семей не имели детей, тогда как в 1975 году таких было менее половины.
Демографический кризис, в свою очередь, вызвал комплекс социальных проблем, связанных с уменьшением доли трудоспособного населения. Вплоть до недавнего времени вопрос о рабочей силе в Японии остро не стоял. Даже в период высоких темпов роста в условиях бурно развивающихся промышленности и сферы услуг она пополнялась за счет притока сельского населения, молодежи из деревень, а недостаток рабочих рук восполнялся внедрением в широких масштабах новейших техники и технологий. Это позволяло японскому обществу оставаться относительно «закрытым». Однако демографическая катастрофа вынуждает японские власти задуматься о стабилизации населения за счет иммиграции. И хотя пока иностранцев в Японии мало по сравнению с другими странами (в 2004 году их было 2 млн. человек, или 1,6% населения), думается, что последствия все большего смягчения иммиграционного законодательства не заставят себя долго ждать.
В качестве другого выхода для Японии рассматривается увеличение числа интернациональных браков и преодоление демографического кризиса с помощью увеличения рождаемости в смешанных семьях, в том числе с русскими женщинами. Популярность в современной Японии русских невест объясняется стереотипным воззрением на России как на страну, поставляющую по-европейски выглядящих жен, ориентированных на азиатские ценности. Под последними подразумеваются качества, ставшие чрезвычайно редкими в современной Японии: терпение и покорность мужу, способность жертвовать собой ради семьи, хозяйственность и красота, выражающаяся в наличии белокурых волос и больших голубых или зеленых глаз (в соответствии со стандартами анимэ или манга).
Несмотря на то что, судя по экономическим показателям, в 2003 году страна как будто вышла из стагнации, складывается впечатление, что фундаментальные проблемы Японии далеки от разрешения. Так что не мешает лишний раз вспомнить об изъянах общества потребления, о которых, как правило, забывают, восхищаясь феноменально высоким, по российским меркам, уровнем жизни.