Михаил Вострышев. Большая иллюстрированная энциклопедия: Москвоведение от А до Я. Всё о московских улицах и переулках, домах и памятниках, о том, что мы любим в нашем городе. – М.: Алгоритм; Харьков: Око, 2007.– 736 с. (Энциклопедия Москвы).
Интересуясь историей своего города, я обрадовалась книге Вострышева о Москве. В ней более 700 страниц, издана в нынешнем году, для Москвы – снова юбилейном. Энциклопедия – это серьезно, Москва того заслуживает.
Первым делом просмотрела иллюстрации. Есть цветные, но большинство – нельзя сказать черно-белые, – серые и нечеткие. Замечаю на 457-й странице фотографию с открытки: Москва, Александровские казармы Киевского Гренадерского полка. Начало ХХ века. Переворачиваю страницу – та же фотография, за тем же – на старой открытке – номером. Наверное, чтоб не забыли, не листали туда-сюда?
Начала читать про знакомые мне места, где прошло детство и многие годы жизни. Яузский бульвар, Яузские ворота – начинаю читать книгу с конца. Последняя страница энциклопедии: удивилась, увидев изображение своего дома с адресом Яузская улица, дом 1. Он всегда был (и остается) домом № 13 по Яузскому бульвару. Кстати, в книге, которая обещает «всё», ни слова не сказано о том, что в этом доме сейчас располагается музей, – здание после реконструкции заняло Управление пограничных войск, и часть его отдали под любопытный музей истории российских границ, с чучелом собаки Карацупы в одном из залов.
На предыдущей странице – фотография соседнего с нашим дома, пятнадцатого. В книге написано: «Яузская улица, дом 11». Жаль, дом этот – красивый, из тех, что построены были в начале прошлого века, с круглой башенкой, как бы стоящей на часах в начале Бульварного кольца, с большими окнами и одним – огромным, во всю стену, вероятно, когда-то – гостиной. Дом, частично отделанный керамической плиткой, до революции принадлежал чаеторговцу Филиппову.
Об одних памятниках упоминание в книге есть, о других – ни слова. Например, на бывшей Интернациональной улице находится больница № 23 (кстати, в энциклопедии она тоже почему-то определена на Яузскую улицу, дом 11). На территории этой больницы, на возвышении уже несколько десятков лет стоит камень, на котором написано, что на этом месте будет возведен памятник Димитрию Донскому. О планируемом памятнике, похоже, давно забыли. И в книге о нем – тоже ни слова.
А вот Вшивая горка упомянута в книге два раза: в заметке, посвященной Яузской улице, и там, где рассказывается про улицу Гончарную, бывшую Володарского. Дается несколько вариантов происхождения названия. У Сытина, которому я больше доверяю, в книге «Прошлое Москвы в названиях улиц») объяснение одно: Ушивая горка, от острой травы уш, которая здесь росла, а не от вшивости ее жителей.
Сейчас наши родные места – Коломенское. В новой московской энциклопедии в понятие «Коломенская набережная» почему-то входит и музей-заповедник, хотя набережная, что можно прочесть в другой энциклопедической справке, упирается в Затонную улицу. Музей и вправду находится на высоком берегу Москвы-реки, но его адрес – проспект Андропова, 39.
Расшифровка слова «Коломенское» тоже дана лишь частично: по одной из версий, название происходит от угро-финского «коломень» – окрестность, по другой, коломище – кладбище, есть точка зрения, что здесь поселились жители Коломны, бежавшие в 1237 году от хана Батыя. Но существует по меньшей мере еще два варианта, две гипотезы: холомы – холмы, по окружающей холмистой местности, и «коло» – околица, окрестность.
Вот лишь некоторые, мягко говоря, погрешности, замеченные только по местам «прописки». Думается, есть и другие. Грустно!