0
1650

18.10.2007 00:00:00

Сусанины XXI века

Тэги: запад, россия


Россия и Запад в начале нового тысячелетия/ Отв. ред. А.Ю.Большакова; Ин-т мировой литературы им. А.М.Горького РАН. – М.: Наука, 2007.

Мир вступил в новое тысячелетие, а пытающиеся осмыслить этот факт слависты порой остаются под властью призраков прошлого, а то и позапрошлого веков. Заявленная в названии сборника дихотомия не соответствует реалиям современности – это чисто идеологическая конструкция, породившая множество бесплодных, в сущности, споров.

«┘Весь Запад, – писал Федор Тютчев, – пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь к будущему». «Весь Запад» – фантом, приобретающий кровь и плоть в результате чрезмерной веры в него. Андрей Белый оказался более точен: «Наши востоки и запады – мумии нашего духа». Сегодня «Запад» давно не един (а «противоположных» ему «Востоков» еще больше). Само слово «Запад» Европа применяла не очень охотно, отождествляя себя скорее с Центром. В последнее время ментальная карта мира упрощается до мировых Севера и Юга.

Однако авторская когорта сборника поработала именно из-под заявленной в названии допотопной методологической палки. Нужно отдать «должное» российским участникам – они сделали это то ли спустя, то ли засучив рукава. Так, Феликс Кузнецов решил, что предоставленная ему площадка – удобный повод «доругаться» насчет авторства «Тихого Дона» (поместив между делом почтительное письмо «раннего» Александра Солженицына Михаилу Шолохову). Петр Палиевский оказал американскому читательскому сознанию братскую интернациональную помощь в размещении на национальном литературном пьедестале Маргарет Митчелл рядом с Уильямом Фолкнером┘

Наиболее соответствует теме сборника статья Вадима Кожинова «О русском самосознании: в какой стране мы живем?». Для ее публикации создан особый раздел «Россия и Запад как нравственно-эстетические категории в творческом наследии Вадима Кожинова» со вступительными заметками Капитолины Кокшеневой и Павла Ульяшова. Вообще-то наделение особым ценностным смыслом частей света – примета архаичного сознания. Реанимировать такой подход в XXI веке – не идти ли по пути выращивания нового методологического то ли Франкенштейна-Фантомаса, то ли Ивана Сусанина? Другое дело – изучать остаточную региональную сакральность. Что касается содержания статьи, она наглядно демонстрирует, насколько стремительно наследие Кожинова становится достоянием истории. Автор на равных полемизирует с Николаем Бердяевым и Георгием Федотовым, увлеченно ведя борьбу с идеологическим догмами (в данном случае западничества и славянофильства). И в увлеченности своей допускает полемические издержки: «Оно (ортодоксальное славянофильство. – А.Л.) не видело или не желало видеть, что существеннейший геополитический водораздел проходит вовсе не между Чехией и Германией и тем более не между Хорватией и Италией, а по западной границе России, и, когда перед славянскими народами того географического и духовного пространства, какое мы и называем собственно Европой, открывалась перспектива «свободного» выбора между Россией и Западом, те, как правило, (отдельные исключения его не отменяют), стремились – и до сих пор стремятся – интегрироваться с Западом». Ошибка в слове «вовсе». Сейчас, когда восточно-европейские страны в той или иной степени попали в европейское экономическое пространство и получили вожделенный «натовский» зонтик, идея славянского (во всяком случаее западно-славянского) единства оживает на новом уровне. Так что один, ближне-российский, «водораздел» другой, дальне-славянский, полностью («вовсе») не отменяет!

«Западные» участники сборника в целом более последовательны, хотя последовательность эта в ряде случаев экзотична. Розалинд Марш, в недавние годы глава Британской ассоциации славистов, в статье «Россия и Запад в исторической перспективе» пытается «переевразить» всех российских «евразийцев» вместе взятых: татаро-монгольское иго традиционно понимается в России как безусловное зло и главная причина ее отсталости. В действительности монголы опережали славянские племена – и не только в военных технологиях, но и в области администрации и финансов. Монгольское владычество способствовало становлению на Руси новой (монархической) государственности. Свидетельство тому – появление в русском языке таких слов, как «деньги» и «таможня». Вот так на основании двух заимствованных слов меняется картина мира, как будто бы в домонгольской Руси своих денег не было. Самозабвенно «монголоидна» аргументация и другой статьи «Литература и история в современной России: глазами Запада». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» – эта пушкинская мольба-предупреждение, спроецированная на современную ситуацию (будь то расстрел Белого дома или чеченская война), выводит на первый план все те же проклятые вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»┘ При чем тут – в последних случаях – «русский бунт»? Поистине в британском славистском огороде завелась «бузина», а в Лондоне – «дядька»...

Более основательна попытка представить российскую ментальную карту в статье Кэтлин Парте (США) «Призрачное имущество» России: когнитивная картография и национальная идентичность». Автор констатирует наличие в России больших и малых идеальных локусов, которые вполне могут дать представление о стране в целом, и делает вывод о необходимости для нее локализовать себя в каком-то определенном месте, в особом привилегированном и защищенном пространстве: «И в каждый данный момент существует ряд защитных локусов, каждый из которых несет в себе ответственность за сохранение России в целом, так как это целое неминуемо пострадает в случае исчезновения хотя бы одного из них». Отмечается наличие двойственной постсоветской ностальгии: и по централизованной государственной системе, и по безграничным просторам, где можно от нее скрыться.

Ввиду «предсказуемости» российских авторов книга в целом, если отвлечься от неудачно поставленной «глобальности» общей надуманной и надумываемой проблемы, более интересна стремлением познакомить с нынешним состоянием западной славистики. Не берусь судить о принципах отбора, а также качестве перевода. Замечу только, что западный мыслитель палестинского происхождения, автор знаменитого «Ориентализма» Эдвард Саид (Said) упорно и без пояснений преподносится почему-то как некий Сэд.

В целом сборник демонстрирует необходимость поиска в ХХI веке новых мировоззренческих ориентиров сквозь «железные» и «бумажные» занавесы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1258
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1524
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1566
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1236

Другие новости