0
1668

18.10.2007 00:00:00

God Pride

Тэги: ваттимо, христианство


Джанни Ваттимо. После христианства/ Пер. с итал. и послесл. Д.Новикова. – М.: Три квадрата, 2007. – 176 с.

Кому бы еще пришло в голову заявлять, что современная Европа является воплощением «царства Духа», как не махровому постмодернисту? Каковым и является бывший член Европарламента (1999–2004), профессор Туринского университета, коммунист и завсегдатай маршей Gay Pride Джанни Ваттимо.

Российским интеллектуалам-нумизматам, собирателям чеканящейся на Западе философской монеты с клеймом «пост» на аверсе, Ваттимо знаком по вышедшей у нас в 2003 году брошюре «Прозрачное общество», в которой пелась аллилуйя децентрированному массмедийному сознанию. И вот теперь можно сложить на полочку новый итальянский «шик и блеск» – апологию толерантного христианства с погрешимым Папой и, кажется, вовсе без Церкви. Пап римских Джанни Ваттимо недолюбливает, в частности, за нерасторопность в признании прав сексуальных меньшинств, церковь как институцию – за то, что в ее истории «преобладает засилье античного метафизического объективизма».

Объективизм плох, как несложно догадаться, тем, что подразумевает насилие со стороны претендентов на обладание истиной. Впрочем, тоталитарный потенциал Ваттимо усматривает и в секулярной теологии Мартина Бубера или Карла Барта, и в философии Эммануэля Левинаса, представлявших веру как иррациональный порыв к Абсолютному Другому. Насколько я понял суть претензий (свои максимы автор разъясняет зачастую философически-туманно, и читателю приходится о многом догадываться самостоятельно), трансцендентность Бога – это козырь в руки жадных до власти христианских пифий; в лучшем случае питательный материал для разрастания собственного «суперэго» христианина-невротика.

Где же тогда искать Бога, если не в букве церковных догматов и не на седьмом небе религиозных экстазов? За ответом дело не стало: собственно, свои размышления Ваттимо начинает с повторения ницшевского «Бог умер». В наложении на тезис Хайдеггера о «конце метафизики» эта констатация и задает простор для возведения шатра новой религиозности, в которой фирменное ваттимовское «ослабления мышления» преобразуется в своеобразное «ослабление Бога», а спасение оказывается «скорее избавлением от бремени, чем обретением искомой справедливости».

Священная и профанная истории перестают быть различимы, после чего становится возможным трактовать современный европейский мультикультурализм как спиритуалистическое воплощение слов Писания. Каких именно? Тех самых, в которых Бог становится любовью, caritas – не к трансцендентному Другому, а конкретным другим, врагам и соперникам. Среди которых, с радостью признает Джанни Ваттимо, плотно сомкнутыми рядами шествуют адепты других религиозных традиций – ну, например, мусульмане. Сама возможность «спора о вере» с ними не имеет смысла, их нужно встречать по-дерридеански «гостеприимно» в надежде на рождение новых интерпретаций общего человеческого опыта. Вроде бы в этом и заключается заповедь Христа. Ее уже не нужно искать в текстах Нового Завета, она стала самим воздухом западного мышления.

Таким образом, выходит, что Бог, умерев, оставил секуляризованному обществу наследство, к которому по самому факту рождения причастны все родившиеся в традиционно христианских землях. «Вы спрашиваете о вере: «как же нам уверовать?», но, спрашивая так, вы уже уверовали», – вслед за Хайдеггером повторяет Ваттимо слова св. Павла из Послания к Фессалоникийцам.

Почему бы не назвать вышеизложенную позицию атеизмом? Потому что атеизм апеллирует к истинности своих утверждений, научно-позитивистской или историко-антропологической. В постмодернистском мире это уже не бонтон. Распятие, с незапамятных времен висящее в школьном классе рядом с доской, как пишет сам Джанни Ваттимо, стало предметом в ряду других, указывающим европейцам на общее прошлое. Чем срывать его, проявляя дурновкусный экстремизм, не лучше ли сделать авантажный вид, что мы его по-прежнему почитаем? В конце концов в одном из своих интервью Ваттимо заявляет, что его общественный идеал – это «мир, в котором людям на все наплевать». Но пока приходится созывать сограждан по Евросоюзу на виртуальные марши во славу умершего Бога.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1661
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1035
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
749
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1024

Другие новости