В Коктебеле прошел V Международный литературный фестиваль им. М.А.Волошина. Это мероприятие проводится ежегодно Домом-музеем М.А.Волошина (Коктебель), Союзом российских писателей и журналом «Современная поэзия» (Москва).
Фестиваль этот ориентируется на традиции Серебряного века, когда литераторы приезжали в Крым на собственные средства отдыхать, а по вечерам собирались на веранде дома Волошина читать стихи и общаться. Вот и устроители видят свою задачу в организации культурного общения, а не в приглашении литераторов в Коктебель за счет средств фестиваля. В конце концов и сто лет незад не все писатели были сплошь дворяне и миллионеры. К тому же в этом году правительство Крыма помогло оплатить для некоторых гостей фестиваля номера в гостиницах Литфонда.
Фестиваль стартовал в год 100-летия дома поэта, который был безвозмездно передан Волошиным Союзу писателей. Фестивалю всегда предшествует Международный литературный Волошинский конкурс.
В рамках нынешнего фестиваля состоялись вечера известных поэтов и поэтических групп: А.Цветкова (Прага), А.Кабанова (Киев), В.Месяца (Нью-Йорк) и А.Полякова (Симферополь), вечер группы «Культурная инициатива» (Москва) из цикла «Полюса» (Борис Херсонский из Одессы против Федора Сваровского из Москвы), вечера известных литературных журналов России и Украины, представление новых книг участников фестиваля, а также выступление некоторых участников фестиваля в рамках научного симпозиума «Крым и мировая литература» в городе Саки (14 сентября).
В фестивале приняли участие более 100 поэтов из семи стран, всех, увы, не перечислишь, назову нескольких: Елена Исаева из Москвы, Алексей Остудин из Казани, Ирина Евса из Харькова, Лидия Григорьева из Лондона, поэты из Дюссельдорфа и Минска, отовсюду, короче. Стихи читались на русском, украинском и белорусском, однако переводчики не требовались, все всех понимали и встречали чрезвычайно тепло.
Специальным гостем фестиваля стала актриса Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой Елена Фролова из Москвы, певшая своем вечере песни на стихи Цветаевой и Кузмина, Софии Парнок и Леонида Губанова...
Второй год в рамках фестиваля проводятся мастер-классы. Если в прошлый раз он был один и его вели три мастера, то в этом году семинаров было несколько и работали они два дня: мастер-класс журнала «Знамя», поэтический мастер-класс журнала «Октябрь» и мастер-класс по прозе, который вели С.Василенко (Москва) и Э.Басария (Киев).
В мастер-классе «Октября» случилась некоторая инверсия: среди лучших были отмечены не возрастные сочинители, отягощенные изданными книгами, а совсем молодые поэтессы – питерский гид Любовь Лебедева, не столь давно защитившая в Санкт-Петербургском университете диплом на тему «Мотивы Гете в творчестве Врубеля», и 20-летня четверокурсница филфака МГУ, уроженка г. Заречного Пензенской области Елена Погорелая, которая, несмотря на молодость, уже отметилась подборками стихотворений – в журналах «Сура» (Пенза), «Литературная учеба», а также критическими статьями и рецензиями – в журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь».
Оценка, данная творчеству Лебедевой на мастер-классе, спустя два дня была по-своему подтверждена поэтическим сообществом на турнире поэтов, который Люба выиграла, получив коктебельский венок «Короля поэтов». Впервые вместе с дипломом венок был вручен именно что лавровый, тогда как, к примеру, в 2005-м он был сплетен из травы кермек, собранной на склонах горы Кучук-Енишар, которую венчает могила Волошина. Директор Волошинского музея Наталья Мирошниченко вручила Любе Лебедевой репринтное издание книги Волошина «Иверни».
Кульминацией фестиваля стал вечер легендарного СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев), который зачинали в Москве 40 лет назад известные теперь Владимир Алейников, Леонид Губанов, Юрий Кублановский, Саша Соколов.
Так всем повезло, что прозаик Соколов, эмигрировавший более трех десятков лет тому назад, прибыл в Коктебель погостить у своего друга поэта Алейникова. Владимир Алейников живет в поселке с начала 90-х годов, и в его внешнем и творческом обликах видны символичные черты преемственности, быть может, космос именно ему передал волошинскую коктебельскую эстафету.
Мэтры пошли навстречу сообществу и любезно согласились провести на площадке у Дома Волошина вечер СМОГа. Событие это, полагаю, для русской литературы историческое; будем надеяться, оно ознаменует начало нового выхода смогистов к отечественной слушающе-читающей публике. Это все равно, как если бы, например, году в 56 собрались бы вместе футуристы или обэриуты. Впрочем, тогда поэтам было еще сложнее, чем сейчас, сейчас хотя бы не расстреливают всех подряд.
Вечером руководил Алексей Цветков, который тоже начинал в СМОГе. Алейников рассказывал о событиях рубежа 60–70-х, о трудных контактах со службой госбезопасности СССР, о том, что многие спились, погибли, ушли в иные сферы жизни, эмигрировали. Соколов вдохновенно прочел длинный прозаический текст – своего рода гимн СМОГу, метафорический и герметичный, своеобразный портрет обобщенно-объединенного смогиста, который был написан в 1989 году в Греции накануне приезда автора в Москву после 15-летнего перерыва.
Завершил вечер Владимир Алейников, читавший стихи разных лет. Поскольку свет на веранде то включался, то гас (а микрофон умолкал), изобильная публика в процессе вечера «подкралась» со своими пластиковыми стульями вплотную к столу выступавших. Вечер завершился в обоюдном возвышенном волнении, книги Алейникова, изданные в самом конце перестройки, публикой с прилавка были буквально сметены. Поэт в частной беседе потом заметил: «Хватит мне уже сидеть бирюком, пора прервать 17-летнее молчание, надо идти к людям┘ Какие замечательные лица появились┘»
В день закрытия фестиваля прошла премьера нетривиального и неоднозначного акта: заплыв в Коктебельской бухте на приз журнала «Октябрь». Поскольку одновременно с фестивалем стартовал традиционный Коктебельский пленэр (торжественное открытие дружественных фестивалей было объединенным), то в заплыве приняли участие и поэты, и художники. Плыть в прохладной воде вызвались пять смельчаков-мужчин и одна отважная дама – поэт из подмосковного Дмитрова Елена Громова. Несмотря на то что она добралась до финиша последней, Ирина Барметова вручила ей годовой комплект журналов «Октябрь» – за женскую самоотверженность. А победил пловец из Киева – художник Сергей Алексеев, чья работа будет опубликована в «Октябре», как было обещано.
Конечно, Серебряный век не вернешь, даже Бронзовый век не вернешь, но Коктебель остался, писатели и поэты никуда не делись, общаться всем хочется. И лучше если на берегу моря, теплой осенью. А тут еще, глядишь, и знаменитый СМОГ обрел второе дыхание. Ради одного этого уже стоили ехать в Коктебель и проводить фестиваль.
Фото Андрея Коровина