Цитирую недавнее сообщение РИА Новости: «По мнению ученых, в ближайшие 100 тысяч лет человечество может разделиться на два подвида (по социальному принципу). «Элитные» потомки будут высокими, стройными, здоровыми, красивыми и творческими. Люди «низшего» класса превратятся в тупых, уродливых, приземистых существ, напоминающих гоблинов. Эти два класса будут резко отличаться друг от друга».
Казалось бы, ну что такого: все тот же обрыдший «поп-сайенс фикшн», где-то это мы уже слышали, вот и «альтернативная» рок-группа Korn снимает клип про превращение обратно в обезьян... Однако, прочитав этот бред, я встрепенулся. По своим гуманитарно-просвещенным убеждениям, вдолбленным в меня разного рода антропологической литературой, я, конечно же, антирасист. Но работают ли эти мои убеждения в самых обычных, повседневных ситуациях? Воспринимаю ли я всех людей как братьев? Вспомнить хотя бы, как мне довелось однажды ехать из Одессы в Симферополь в общем вагоне среди полчищ крымских татар, издававших совсем уж негуманный запах застарелой мочи и пытавшихся наслать на меня порчу, – так я этой антропологической бомбардировки не выдержал и позорно бежал оттуда в купе проводника. А немногочисленные, к счастью, встречи лицом к лицу с вполне русскими гопниками или поволжскими гастарбайтерами – и здесь все то же ноющее ощущение знакомства с чем-то беспросветно нечеловеческим. Да что там гопники: едешь в метро, и взгляду остановиться не на ком, сплошные «чужие».
Чего-чего, а политкорректности в моей жизни становится все меньше. И вот несколько дней назад во время просмотра одного английского документального сериала про историю космонавтики меня осенило. Допустим, несколько столетий у человечества осталось, а потом надо будет смываться, осваивать другие планеты. Неужели будут эвакуировать всех? А как встретимся с инопланетянами, будем их с гопниками знакомить? Все-таки в идее ноосферы что-то есть, и не совсем то, что первоначально замышлялось.
А тут подоспел и Петер Слотердайк, который поиск единых оснований человеческого вида называет «адамическим расизмом». Человечество, утверждает он, может восприниматься как единое не благодаря общему генофонду, а в контексте общей ситуации. Но ситуация дрейфует, порождая «языки победителей» и «языки побежденных». Гопники скрещиваются с гопницами, профессора засматриваются на аспиранток; генофонд делится, образуя два разнонаправленных тренда. Кто-то читает Юлию Шилову, кто-то – Дерриду или Стивена Хокинга. И им, похоже, не по пути.