Александр Елисеев. Социализм с русским лицом. М.: Алгоритм, 2007. – 320 с. (Оклеветанная Русь)
Подобно легендарному витязю, Россия вновь стоит на перепутье. Вечным вопросом «Какой дорогой двигаться дальше?» задаются политики, историки, философы, экономисты и, конечно, просто неравнодушные к судьбе своей Родины граждане. И не случайно сегодня так популярна противоречивая и загадочная фигура Григория Распутина, само имя которого происходит от «распутья», «распутицы».
Он, этот таинственный старец, целитель и распутник (и снова невольный каламбур), символизирует собой вектор глубинного, катакомбного, мистического, даже подсознательного криптомонархизма, исторически присущего русскому обществу, парадоксально сочетающему в себе консервативные и революционные элементы и тенденции. Это один, скрытый полюс русского миросозерцания.
Сюда же относится, к примеру, и не менее спорная личность царя Иоанна Грозного, которого одни считают извергом, а другие, напротив, святым.
Есть и второй, явный полюс, в котором находят свое выражение официально-государственнические, традиционно-патерналистские народные настроения. В настоящее время эта вершина многополярного русского айсберга представлена, конечно же, фигурой Владимира Путина. Распутин и Путин – безусловные знаки времен для России.
Есть и еще один пик народного мифологического сознания. Это Ленин. К образу красного вождя обращают свои взоры те, кто жаждет восстановления попранной справедливости. Ильич остается ориентиром для униженных и оскорбленных, обманутых и лишних. А таких людей в России не становится меньше┘
Новая книга известного консервативного публициста Александра Елисеева «Социализм с русским лицом» как раз посвящена анализу левой составляющей российской политической культуры. Причем особенно интересно, что этот взгляд – справа. Елисеев, будучи убежденным монархистом, развивает классическую идею Константина Леонтьева о социалистическом движении, возглавляемом самодержавным царем.
Мысль эта, воспринятая в свое время лишь единицами, была абсолютно верной, поскольку революцию, если ее не удается предотвратить, необходимо возглавить. Александр Елисеев в своей работе показывает, что элементы социализма (не только как экономической системы, но шире – как бытийной концепции) издавна были присущи именно русскому миру, российской цивилизации. Более того, капитализм европейского типа грозил России уничтожением ее национальной самобытности, что понимали и многие консерваторы. На правом, национально-патриотическом, монархическом фланге было немало людей, понимавших необходимость освоения «социалистической целины», перехвата инициативы у адептов западных революционных доктрин.
Драматизм ситуации заключался в том, что эти деятели пытались лишь «оседлать красного тигра», удержать массы от решительных действий, предотвратить социальный взрыв. Но необходимо было появление человека «нового типа», как выразился Эрнст Юнгер.
Формирование, проявление и тотальное усиление «гештальта рабочего» было исторической неизбежностью. Вопрос состоял лишь в одном: по какому пути пойдет торжествующий рабочий? Возобладает ли космополитическая тенденция или же социалистическую революцию вскормит животворными соками плодородная почва национальной традиции?
Елисеев пишет: «Традиционалисты не желали потрясения... Но обойтись без потрясений вообще нельзя, иногда они становятся неизбежными». В качестве примера адекватного восприятия революционной реальности со стороны русских патриотов автор приводит движение «младоросов», возникшее, правда, уже после 1917 года и в эмиграции. Тут, как говорится, после драки кулаками не машут┘
Но все же Россия решила этот вопрос по-своему. Елисеев также уделяет достаточно места рассмотрению сталинской модели национально-государственного социализма. Одновременно автор заглядывает и в будущее, где, как он считает, будет реализована доктрина «социальной монархии».
Партии возникают и исчезают, меняются программы и лозунги, но тенденция остается неизменной: мы стремимся к построению социально ориентированного, справедливого государства. Как раз об исторической закономерности и неизбежности русского социализма – книга Александра Елисеева.