Кордонский Симон. Ресурсное государство: Сборник статей. – М.: REGNUM, 2007. – 108 с.
Книга Симона Кордонского представляет собой серию статей последних десяти лет, в которых подвергаются ревизии сложившиеся представления о линейности развития российской государственности. Причем речь идет не об альтернативной истории, особенно модной в настоящее время, а об истории «реальности» и истории «на самом деле». Сама структура русского языка, по мнению Кордонского, не способна различить эти истории: «Люди живут одновременно и в реальности, и на самом деле, говорят об одном, делают другое, думают о третьем, причем корреляция между делами и думами зачастую невыразима в словах. В исключительных случаях мы можем выразить это соотношение через антонимы: если в реальности объявлена борьба с преступностью, то на самом деле сажать будут невинных; если объявлена экономическая реформа, то грядет грабеж; если впереди выборы, значит, выбирать не из кого; если провозглашают борьбу за справедливость, то будут расстреливать».
Книга Кордонского – это апология России как ресурсного государства. Он вводит понятие ресурсного государства и обосновывает тезис о том, что в силу особенностей его устройства периоды ослабления и экономической деградации и разрухи (перестройки, оттепели, революции, Гражданской войны – вплоть до распада) сменяются периодами укрепления государственности, сопровождающимися «восстановлениями народного хозяйства», – феноменом, который не вполне адекватно интерпретируется как экономический рост. В связи с этим автор ставит вопрос о границах применимости для анализа устройства ресурсного государства таких понятий, как право, демократия, гражданское общество, экономика. Заслуга Кордонского состоит в открытии «закона сохранения репрессий», который действует в ресурсном государстве для обеспечения поддержания ресурсных потоков. Даже в условиях развития капитализма и «суверенной демократии» ресурсная организация российского государства никуда не делась, а мимикрировала под рынок, однако в рыночных формах ей тесно.
Гражданское общество в трактовке Кордонского синонимично коррупции: «Наша коррупция – это система действий членов гражданского общества, позволяющая им добиваться своих целей вопреки государственным нормам, правилам и законам и использующая чиновников – работников государственного аппарата для удовлетворения своих потребностей». Поэтому, заключает политолог, «борясь с коррупцией, государство, по сути, борется с гражданским обществом. И наоборот, избирательно поддерживая организации гражданского общества, государство плодит коррупцию». Следуя логике Кордонского, можно только приветствовать усилия государства в его противостоянии коррумпированному гражданскому обществу. Правда, под маской борьбы с последним дискредитируется сама утопия о некоррумпированном гражданском обществе, которое не дает государству – этому «самому холодному из всех холодных чудовищ», по выражению Ницше, – полностью растворить народ в бюрократических институтах.
Жизнь между «реальностью» и «на самом деле» не поддается какой-либо рефлексии. «Люди на самом деле делают свой бизнес и обустраивают собственные жизненные пространства, а в реальности борются со своими зеркальными отражениями и никак не могут их одолеть». Кордонский считает, что «язык реальности» и «язык на самом деле» несоизмеримы. Отсюда – извечная мечта российского бизнесмена о капитализме-утопизме, при котором из деталей украденных на советском заводе швейных машин можно собрать именно швейную машинку, а не автомат Калашникова.