Лоуренс Лессиг. Свободная культура. Как медиаконцерны используют технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество/ Пер. с англ. – М.: Прагматика культуры, 2007. – 272 с. ISBN 5-98392-009-X
Если вы хотите узнать, как взорвется наша цивилизация (или, наоборот, в какую черную дыру она схлопнется), – вам сюда. Скучно не будет. Что не часто бывает – на одном дыхании читается даже предисловие (автор – Виктор Ильин; по сути, вполне самостоятельное эссе): «Надо выживать в условиях обскурантизма, надо сохранять культуру и в том концлагере, куда загоняет ее современное законодательство об интеллектуальной собственности».
Исследование профессора юридического факультета Стэнфордского университета Лоуренса Лессига как раз об этом – о технологии сохранения прав личности, гражданских ценностей и человеческого творчества в этом чумном бараке, обнесенном флажками с эмблемкой «копирайт» (уже ставшая чуть ли не частью нашего генетического кода латинская литера «С» в кружочке).
В книге Лессиг подробно разбирает опыт нескольких прецедентных судебных процессов, связанных с копирайтом, в которых ему довелось участвовать. Он еще на заре своей юридической карьеры ассистировал судье, который доказывал, что производитель программного обеспечения – Microsoft – не должен встраивать в это ПО интернет-браузер, чтобы не монополизировать доступ к сети.
Вообще, Лессиг, используя гигантский, порой уникальный фактический и статистический материал, буквально испепеляет многие из мифов, вдохновенно культивируемые теоретиками тотальной диктатуры копирайта. В частности, это касается пиринговых (p2p) сетей (свободного файлообмена).
«Давайте предположим, – пишет Лессиг, – что RIAA права и весь спад в продажах компакт-дисков происходит из-за файлообмена в интернете. Вот в чем загвоздка: за тот же период (с 1999 по 2001 год), в который, по оценкам RIAA, было продано 803 млн. CD, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) подсчитала, что бесплатно в сети было загружено 2,1 млрд. альбомов. Таким образом, хотя бесплатно скачано в 2,6 раза больше CD, чем продано, доходы от продаж упали всего на 6,7%... Если бесплатно было загружено в 2,6 раза больше дисков, чем продано, а доходы от продаж снизились лишь на 6,7%, значит, между «скачиванием песни и кражей CD» огромная разница».
Порой даже кажется, что абсурдность ситуации не понимают только американские законники. Некая звукозаписывающая компания, например, решила взыскать авторские отчисления с бойскаутов, исполнявших в походе песню, записанную этой компанией.
Если исходить из современного толкования понятия копирайта, всю американскую нацию можно назвать нацией интеллектуальных пиратов. Жесткое соблюдение закона об авторских правах сделало бы невозможным, например, существование национального гимна США, музыка которого была написана малоизвестным британским композитором.
Лессиг приводит хрестоматийный пример с мышонком Микки-Маусом: его «папа», художник Уолт Дисней, создал первый мультфильм о Микки «Пароходик Вили» (Sreamboat Willie), использовав в качестве основы сюжета фильм своего современника великого комика Бастера Китона «Пароход Билл» (Steamboat Bill)...
А теперь вот Голливуд гнобит любое «нелицензионное» якобы использование своей продукции. Лессиг уверен: «Надо дать людям свободу привносить и микшировать по собственному желанию».
Лет через пятнадцать-двадцать истечет срок копирайта на образ Микки-Мауса. Так что ждите: через несколько лет начнется кампания лоббирования продления срока копирайта до ста лет. Так до бесконечности...