0
1804

06.09.2007 00:00:00

Забывшие Бога

Тэги: тютчев, тарасов


Федор Тютчев. Россия и Запад/ Составление, вступительная статья, перевод и комментарии Б.Н.Тарасова. – М.: Культурная революция; Республика, 2007. – 574 с.

Куда движется история? Этот глобальный вопрос – один из главных в творчестве известного литературоведа и философа, ректора Литературного института им. Горького Бориса Тарасова (р. 1947). В поисках ответа Тарасов много лет ведет «диалоги» с Паскалем, Чаадаевым, Достоевским и другими титанами мировой мысли, среди которых, конечно же, и «первый русский поэт-мыслитель» (по определению Достоевского) Федор Иванович Тютчев (1803–1873).

В новой книге из «тютчевского цикла» Тарасов представляет взгляды поэта на взаимоотношения России и Запада, становление и развитие национального самосознания, на ход истории, управляемой Божественным Промыслом┘ Сборник состоит из нескольких разделов. В первый, «Историософскую публицистику», вошли статьи «Россия и Революция», «Римский вопрос», «Россия и Германия. Письмо доктору Густаву Кольбу, редактору «Всеобщей Газеты» и другие – в новых переводах Бориса Тарасова с французского и немецкого. Самый большой раздел – «Философская поэзия», далее следуют письма И.С.Аксакову, Жуковскому, Каткову┘ И, наконец, биография поэта, написанная Аксаковым, и «Комментарии».

Тютчев был современником многих событий – от нашествия Наполеона и восстания декабристов до отмены крепостного права и создания Германской империи. Но одним из самых значимых социальных потрясений стала для него Французская революция 1848 года, оказавшаяся своего рода водоразделом между западной и отечественной историей. «Революция – болезнь, пожирающая Запад, а не душа, сообщающая ему движение и развитие┘ – писал Федор Иванович в так и не завершенном трактате «Россия и Запад». – Революция, если рассматривать ее самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада. Это вся современная мысль после разрыва ее с Церковью. Сия мысль такова: человек в конечном итоге зависит только от самого себя – в управлении как своим разумом, так и своей волей. Всякая власть исходит от человека, а всякий авторитет, ставящий себя выше человека, есть либо иллюзия, либо обман. Одним словом, это апофеоз человеческого «Я» в самом буквальном смысле слова. Таково, кто не знает, изначальное верование революционной школы; но, серьезно говоря, разве общество Запада, цивилизация Запада имеет другое верование?..»

Таким образом, Тютчев задолго до Шпенглера увидел «закат Европы» – закономерное следствие антихристианского бунта самовластного «Я», уверовавшего в собственную независимость от Бога. Это и привело к утрате «божественного начала» всю европейскую цивилизацию, включая западную церковь, которая «перестала быть обществом верных, свободно соединившихся в духе и истине под Христовым законом. Она стала учреждением, политической силой – Государством в Государстве┘ Именно это устройство, прикрепив Церковь к земным интересам, и предопределило ее, так сказать, смертные судьбы┘» («Римский вопрос»).

Альтернативой самоубийственному общественному развитию Тютчев полагал русский вариант движения истории: «Прежде всего Россия – христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря┘ той способности к самоотречению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы» («Россия и Революция»). Поэт надеялся, что толчки социальных «землетрясений» остановятся «у порога восточных стран». При этом он был реалистом, и в своем отечестве наблюдая процесс «обезбоживания» власти. Увы, в следующем веке страна вполне закономерно не избежала революционной трагедии┘

Так что нынешним политикам (да и всем остальным, наверное) стоит поближе познакомиться с тютчевскими взглядами на историю: «Только правда, чистая правда и беззаветное следование своему незапятнанному инстинкту пробивается до здоровой сердцевины, которую книжный разум и общение с неправдой как бы спрятали в грязные лохмотья». А пока политика продолжает движение по кругу, а человечество... Что остается для него исторической траекторией – тоже круг? Наклонная плоскость? Броуновское движение? Или все-таки хрестоматийная спираль?

Хотя движение по спирали тоже бывает разным – вверх или вниз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2905
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3383
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2481
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4393

Другие новости