Сергей Глузман: Деньги в мифологическом сознании человека вчера и сегодня. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007, – 192 с.
Сергей Глузман – вообще-то писатель, автор художественной прозы, известный, например, по публикациям в альманахе «Полдень-ХХI век», журнале «Крещатик» и сетевом журнале «Заповедник». В этот раз он предстает в роли столь же новой, сколь и глобальной. Нам предлагается новая концепция истории человечества. Приблизиться к ней предложено также с неожиданной стороны.
«Деньги, – сообщает нам Глузман, – несоотносимая тема. Их трудно с чем-нибудь сравнить. Они имеют характер Абсолюта».
А потому привычными средствами с их пониманием не справиться. Экономистам суждено потерпеть в этом неудачу (экономический облик денег – в конечном счете лишь производная от истинной их сущности). Обречены на поражение и психологи («Не существует, – уверен автор, – каких-либо достоверных психологических инструментов, объективно определяющих интимное, личностное отношение человека к деньгам»). У Глузмана есть собственный, весьма радикальный взгляд на этот предмет: он усматривает в деньгах особую тему человеческого существования, редкостно устойчивую, сквозную, пронизывающую все стадии развития обществ от архаики до современности.
«Единственным ключом к этому архетипу может оказаться мифология, мифологический анализ». Вот он-то нам и предлагается.
Однако деньги здесь по большому счету ни при чем. Эта волнующая тема для Глузмана – только повод к тому, чтобы поделиться с читателем самоизобретенной схемой исторического процесса.
Согласно ей, «цивилизация испокон веков существует в трех разных традициях»: экономической, культурной и религиозной, и у них «совершенно разные, не сводимые друг к другу логики». Они могут конкурировать друг с другом; как стимулировать, так и подавлять друг друга – этим и определяется мировая история. «Доминировавшая в раннем Средневековье религия почти полностью заменила собой культуру и одновременно привела Европу к экономическому запустению». «Доминирование культуры начиная <┘> с эпохи европейского Возрождения значительно ослабило религию и привело к мощному экономическому взрыву, родившему капитализм». Сегодня экономика, возобладав, стремится – по Глузману, катастрофически-успешно – задавить своих соперниц.
И лишь деньги, «неконвертируемая купюра реальности», существуют одновременно «в трех различных традициях». «Имея три лица, <┘> деньги оказываются странным парадоксом, логической антиномией <┘> Они содержат в себе взаимоисключающие характеристики, позволяющие с одинаковой легкостью утверждать, что деньги есть Все, и одновременно, что деньги есть Ничто».
Да, деньги, несомненно, – ведущий миф человечества. Как, в самом деле, не признать, что он прямо на наших глазах обогатился новой интересной мифологемой?