«Пушкин – самый великий поэт человечества!» – это знают все если не с раннего детства, то со школы точно. Русский человек не может не любить Пушкина. Это наше все.
А если я люблю больше Агнию Барто, то я не русская?..
Спросите любого школьника, кто твой любимый поэт и писатель, он не задумываясь ответит: Пушкин. Но благо ли это? Ведь никто его на самом деле не любит, и даже далеко не все читают внимательно, только чтобы что-то написать в сочинении.
Школьники младших классов автоматически признаются в любви к гению, а вот старшеклассники уже говорят: «Мы его ненавидим»! Группа московских школьников даже создала «Клуб поклонников Дантеса».
В ненависти к русской классике, в том числе и к Пушкину, виноваты многие педагоги. Казалось бы, цензуру давно отменили, но только посмейте написать свое мнение о «Капитанской дочке» в сочинении на тему «Мое мнение о «Капитанской дочке».
Считается, что у учеников 7-го класса еще не может быть своего суждения, а их мнение о литературе должно основываться на Белинском и Герцене. Все попытки научиться мыслить самому приводят к плохим оценкам. И дети перестают пытаться изменить систему и начинают, не вникая, писать цитатами из Белинского и Герцена.
Я, конечно, сильно обобщаю, есть отдельные случаи, когда все происходит иначе, но редко. Скорее всего это те самые исключения, подтверждающие правило.
К 11-му классу затрагиваются серьезные произведения, и считается, что ученики уже могут рассуждать о литературе самостоятельно, потому что у них появился небольшой жизненный опыт. Но у многих учеников своего мнения нет, они так и не научились мыслить. Им запретили. Вот так писатели теряют читателя.
Проблема современной русской литературы не в том, что нет ни одного большого литератора, просто читателя не воспитали. И толку от авторов так называемой интеллектуальной литературы никакого нет. Некому их читать.
От языка Пушкина – к языку Робски. Печальный конец нашего великого и могучего.