0
1768

14.06.2007 00:00:00

Читать залпом

Тэги: кафка, гомер, фастфуд


Марк Крик. Суп Кафки: Полная история мировой литературы в 14 рецептах. Спб.: «Азбука классика», 2007, 128 с.

Еда – действие практически сакральное. Почти каждый человек любит вкусно и с размахом покушать. В пище мы часто черпаем вдохновение и получаем удовольствие, у каждого есть свое любимое блюдо. Несмотря на все предостережения, люди могут до хрипоты спорить о вкусе шашлыка или овсяной каши.

Вместе с тем пища – это что-то «низкое», интеллигентный человек как бы не должен придавать слишком большого значения столь «презренной» материи. Другое дело литература – вот здесь для эстетствующего гурмана настоящее раздолье. Можно вести бесконечные дискуссии о том, кто же «вкуснее» – Кафка или Гомер. Стоит ли говорить, что такой спор будет столь же бесполезен, как и разговор о пище. «Пир плоти и пир духа» одинаково вкусен или противен в зависимости от того, кто его поглощает.

Видимо, этот лежащий на поверхности набор банальностей и побудил Марка Крика написать кулинарную книгу, подражая стилю всемирно известных авторов. Что у них получится – пища богов или несъедобные объедки? Вопрос практически риторический, однако сядем за стол и откроем книгу (поставим перед собой тарелки).

Перед читателем 14 рецептов или стилизаций, из которых он может найти себе любимое блюдо. Сразу предупредим, что наши повара сплошь все заграничные, а потому практически каждый гурман может с изумлением узнать о существовании нескольких малоизвестных авторов с весьма причудливыми рецептами. Но начнем с классики.

Как ни странно, у таких авторов, как Кафка или Гомер, получились самые невкусные по своему составу «блюда», зато у не всем известных Джейн Остин или Грэма Грина (не всем известных по сравнению с Гомером) блюда по составу – просто загляденье. С чем связан такой парадокс, можно только гадать.

Возможно, причиной того – большой культурный шлейф, тянущийся за этими писателями. Почти у каждого есть стойкие ассоциации с тем, как выглядит знаменитый гомеровский гекзаметр в переводах Жуковского или Гнедича («Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который┘»), а потому нарушение канонической рецептуры, неизбежное при стилизации, сразу бросается в глаза и делает литературное блюдо невкусным.

Напротив, тексты Остин или Вульф столь непривычны, что можно спокойно погрузиться в изучение списка пищевых ингредиентов – с обильным или не очень выделением слюны. Но, как говорится, на вкус, на цвет┘

Тут можно заметить в скобках, что и кулинарные книги бывают разные – есть знаменитый фолиант Елены Молоховец, который сам по себе уже стал фактом литературы. Есть советская книга о вкусной и здоровой пище – не шедевр, но читать (готовить) можно. Есть домашние блокноты с семейными секретами, а есть, наконец, какая-нибудь монография «Особенности питания язвенников в период обострения».

Все это – кулинарные книги, но мало кто захочет питаться по последней из них. Книга Крика – это, конечно, не язвенники и не Молоховец. Это фаст-фуд. Есть всемирно известная сеть закусочных, благодаря которой любой среднестатистический человек сможет съесть шаблонный гамбургер, разогретый в печке специально для него. Невкусно, противно, может быть изжога и ожирение, но голод утолить можно.

Книга «Суп Кафки» – типичная «быстродуховность». Вполне возможно, что среднестатистический читатель сможет одолеть страниц 150 легкоусвояемого текста и полагать, что он читал Пруста, Маркеса или Борхеса. И бессмысленно ему говорить, что он читал стилизацию, как бесполезно говорить о национальной кухне в «Макдоналдсе». Конечно, читатель не дурак и понимает, что в закусочной он может быстро поесть, а у Крика – скоренько набраться представлений о стиле великих авторов. Однако вряд ли первого возьмут шеф-поваром в элитный ресторан, а второго сделают экспертом по Гомеру.

Нужны ли такие книги и такие закусочные? Странный вопрос. Сеть фаст-фуда отсутствует разве что в Северной Корее или в Антарктиде. Модная псевдолитература все больше завоевывает книжный рынок. Конечно, временами текст Крика весьма и весьма остроумен, но шутки здесь весьма типичные, если не сказать плоские.

Впрочем, крупная закусочная и раскрученная литература, может, и не гарантирует читателю тонких вкусовых ощущений, но несколько предохраняет от отравления.

Остается только сделать на обложке предостерегающую надпись «Не для ежедневного чтения». В конце концов питаться лишь хот-догами и бульонными кубиками тоже весьма небезопасно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1691
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3646
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2696
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2201

Другие новости