С 3 по 6 мая в пансионате «Дюны», недалеко от Сестрорецка, что под Санкт-Петербургом, прошел «Интерпресскон» – второй по масштабам и значимости российский фестиваль писателей, издателей и любителей фантастики. И хотя подмосковный «Роскон» давно затмевает его своими размерами и насыщенностью программы, у «Интерпресса» свой колорит, свои – более давние – традиции. Ведь в этом году фестиваль проводился уже в 18-й раз! Среди фирменных знаков этого конвента – разудалая пати с поеданием культовой питерской рыбы корюшки, пляски вокруг семигранного болта и номинация «Лучшее произведение сверхкороткой формы» наряду с «Лучшим романом», «Лучшей повестью» и «Лучшим рассказом». Уже по этому списку легко догадаться, что на мероприятии развлекательные моменты сочетаются с рабочими.
Пожалуй, впервые на фестивале не было Бориса Натановича Стругацкого – почетного председателя оргкомитета «Интерпресскона». Ведь по традиции здесь вручается два комплекта призов. Лауреаты первого – собственно «Интерпресскона» – определяются общим голосованием всех приехавших на фестиваль. Лауреатов второго – «Бронзовой улитки» – определяет лично Борис Натанович.
К сожалению, писатель болен; но его незримое участие чувствовалось часто. К участникам «Интерпресскона» он обратился со специальным приветствие, напечатанным на программках:
«Дорогие коллеги, знатоки и ценители, читатели и почитатели, искатели странного, дорогие людены и единочаятели! Как я рад, что вы снова собрались здесь вместе, и как я сожалею, что меня нет рядом с вами! Пусть все у вас будет хорошо – интересно, весело и как всегда. Пусть все награды достанутся достойнейшим, пусть все аплодисменты прозвучат не зря, и, конечно же, пусть никто, никто, никто, ни один человек не уйдет обиженный!»
«Бронзовых улиток» по списку, определенному Борисом Стругацким, вручал главный организатор «Интерпресскона» – Александр Сидорович. Награды получили: крупная форма – Евгений Филенко за роман «Бумеранг на один бросок»; средняя форма – Геннадий Прашкевич за повесть «Русский струльдбруг»; малая форма – Андрей Саломатов за рассказ «Серый ангел»; критика – Сергей Соболев за статью «Альтернативная история: пособие для хронохичхайкеров».
Заместитель Бориса Стругацкого на посту главного редактора журнала «Полдень, XXI век» писатель Александр Житинский рассказал о переходе издания в новый формат. Если раньше издание ориентировалось на солидные мейнстримовские «толстые» журналы и неформально называлось «Новым миром от фантастики», то теперь оно станет меньше форматом, будет больше походить на мягкую книжку, но выходить будет чаще.
Организаторы еще трех литературных наград воспользовались площадкой «Интерпресскона», чтобы наградить победителей. Во-первых, это премия имени Александра Беляева, основанная в 1990 году секцией фантастической и научно-художественной литературы Ленинградской писательской организацией Союза писателей СССР. Ее лауреатами стали: Владимир Гурьев – за книгу «Секретный атом»; Игорь Афанасьев и Александр Лавренов – за книгу «Большой космический клуб»; Николай Романецкий – за серию очерков «Писатели говорят о науке и прогрессе», опубликованных в журнале «Полдень, XXI век»; издательство «Алгоритм» – за серию книг «Сверхдержава. Русский прорыв»; журнал «Вселенная, пространство, время», выходящий в Киеве на русском языке; Леонид Смирнов – за подготовку и издание двухтомника Анатолия Федоровича Бритикова «Отечественная научно-фантастическая литература».
Во-вторых, это премия журнала Бориса Стругацкого «Полдень XXI век»: проза – Александр Щеголев, за повесть «Хозяин»; критика – Святослав Логинов за статью «Сослагательное наклонение».
И, в-третьих, – премия «Бронзовый Икар»: художественное произведение – Сергей Жарковский за роман «Я, Хобо: Времена смерти»; аудиокнига – запись серии романов Роберта Асприна «МИФ»; за вклад – Журнал «Полдень, XXI век».
На протяжении нескольких дней на «Интерпрессконе» для молодых авторов действовали творческие мастерские Елены Хаецкой и Святослава Логинова и Евгения Лукина. Проводились круглые столы и презентации издательств.
Этот фестиваль был посвящен 100-летию со дня рождения Ивана Антоновича Ефремова – на стенах была устроена экспозиция иллюстраций к его книгам, а для желающих организовали экскурсию на могилу писателя.
Центральным увеселительным мероприятием конвента считается поедание корюшки. Противни с этой национальной питерской весенней рыбой выносятся на берег Финского залива, черный семигранный болт укрепляется в грунт и начинается веселье. История этого необычного передвижного монумента такова: у Стругацких в повести «Возвращение» упоминается черная семигранная гайка – символ группы Следопытов, ищущих в космосе иной разум. А питерские фантасты сделали черный семигранный болт – видимо, как символ найденного разума┘ И теперь, где бы ни проходил «Интерпресскон» – везде вкапывается этот несколько ироничный монумент, посвященный мечте и любимой литературе.
Веселого на «Интерпрессконе» было еще много. Так, завершая концерт группы «Зимовье зверей», ее лидер Константин Арбенин вызвал на сцену всех бородачей для исполнения песни: «Это дворники с улицы имени Леннона маршируют на свежую голову, бородатое поколение рок-н-ролльного старого города┘» Перед фантастами выступил бард Вячеслав Ковалев, а так-же известные своими песнями писатели Евгений Лукин и Владимир Васильев.
Ну, а главные призы «Интерпресскона» распределились следующим образом: крупная форма – Александр Громов за роман «Исландская карта»; средняя форма – Александр Громов за повесть «Прыткая и Потаскун»; малая форма – Святослав Логинов за рассказ «Барская Пустошь»; сверхкороткий рассказ – Андрей Щербак-Жуков за рассказ «Сказка о самом нелепом оборотне»; дебют – Всеволод Мартыненко за сборник «Собачий глаз»; критика – Светлана Бондаренко за сборник «Неизвестные Стругацкие, том 3»; иллюстрации – Всеволод Мартыненко; оформление обложки – Владимир Бондарь; издательство – Лениздат.
В заключение хочется сказать пару слов о конкурсе «сверхкоротких рассказов». Его придумал писатель Святослав Логинов – в течение года он собирает фантастические миниатюры не больше двух страничек объемом, потом анонимно печатает их в виде брошюры, которую получает каждый гость «Интерпресскона». В этом году приз за лучший сверхкороткий рассказ получил обозреватель «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков.