Ютта Рабе. Гибель парома «Эстония». – М.: Центрполиграф, 2007, 297 с.
Мореплавание было и остается опасным делом, а потому с ним связано множество суеверий. Знаменитым морским трагедиям зачастую плохие приметы подбираются постфактум. Ведь было же знамение, был знак судьбы┘ Гибель огромного пассажирского парома «Эстония» тоже, кажется, что-то предсказывало.
Не знаю, как сейчас, а при советской власти в Таллине самым красивым памятником была «Русалка». Ни к Андерсену, ни к мистике не имеющая отношения. Так назывался русский военный корабль, затонувший во время шторма вблизи города в начале XX века. Эстония обрела независимость в 1991 году и вскоре купила у Финляндии большой современный паром для эксплуатации на линии Таллин–Стокгольм. Он стал крупнейшим судном ее флота, гордостью нации, а потому был переименован в «Эстонию». Раньше же назывался «Ваза Кинг». В XVII веке со шведским кораблем «Ваза», названным в честь правящей династии, случилась самая, может быть, нелепая катастрофа в истории. Он затонул┘ при спуске на воду.
Катастрофа «Эстонии», случившаяся в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года на полпути из Таллина в Стокгольм, тоже претендует на звание «самая». Самая загадочная, самая недоступная расследованию, самая циничная в смысле отношения к ней властей Эстонии, Швеции и Финляндии. Большинство погибших являлись гражданами этих государств. Их около 850. При всем хваленом северном порядке точного списка пассажиров и экипажа не было составлено. Спаслись 137 человек. И даже это число небесспорное.
Для немецкой журналистки Ютты Рабе расследование гибели «Эстонии» стало делом принципа и делом жизни. Ее многочисленные публикации в прессе разных стран, документальные фильмы, даже художественный фильм, к которому она имела отношение, организованные ею водолазные экспедиции к затонувшему судну, эта книга, наконец, развеяли значительную часть тумана вокруг кораблекрушения, но так и не развеяли до конца. Вопрос: «Почему погибла «Эстония?» – пока не имеет однозначного ответа. Еще более интересен вопрос, проходящий через всю книгу: «Почему секретные службы Эстонии, Финляндии и особенно Швеции препятствуют независимому расследованию трагедии?»
Паром был эстонским. Принадлежал компании «Эстлайн» с большей частью шведского капитала. Первыми на помощь гибнущему судну пришли финны, и в Финляндию были доставлены все спасенные. Поэтому сразу после катастрофы была составлена трехсторонняя комиссия для расследования. Ее выводы: корабль погиб из-за того, что под ударами волн оторвался визир. Это тяжелые ворота на носу судна, через которые внутрь заезжали автомобили. Ютта Рабе доказывает, что на судне было заложено несколько мин, взрывы которых слышали все свидетели. Между ними и моментом, когда «Эстония» целиком скрылась под водой, прошло около 50 минут. Конструкция позволяла судну держаться на плаву очень долго из-за герметичных помещений ниже ватерлинии. Поиску доказательств того, что именно там произошли первые взрывы, посвящена вторая часть книги.
Вообще чтение иногда напоминает чтение набора сенсаций из желтой прессы. Но все сенсационные версии, как ни странно, правомочны. Что завезли в день отплытия в Таллине на паром два загадочных грузовика? Наркотики, советское оружие, радиоактивные материалы, нелегалов из Бангладеш? Не исключено ничего. В свеженезависимой Эстонии в 90-е годы царил такой же бардак, как и в бывшей метрополии. Через Таллин вывозилось все, что успешно воровалось в России. Но зачем для этого использовался паром? Над мутным вместилищем какой-то контрабанды располагалось несколько пассажирских палуб, а одна была даже под автомобильной, ниже ватерлинии. Когда кому-то, какой-то частной или государственной мафии потребовалось спрятать концы в воду, эти концы утянули за собой сотни невинных человек.
Все остается очень странным. Позиция Швеции, которая присвоила себе монополию на останки судна и запретила подъем человеческих останков. Странным было решение накрыть «Эстонию» бетонным саркофагом, как четвертый блок Чернобыльской АЭС, от которого пришлось отказаться.
Иногда обилие фактов, приводимых журналисткой, становится таким странным, что напоминает некую психиатрическую манию. Второго капитана «Эстонии» Аво Пихта спасают и с ним еще семерых членов экипажа и обслуживающего персонала. Их даже показывают по финскому телевидению. Потом все семеро исчезают и объявляются погибшими. Потом Аво Пихт звонит домой из Америки┘ Впрочем, любое развитое государство с его секретными службами способно дезинформацией и прочими манипуляциями попытаться свести с ума не только журналистку, но и целую нацию.
Книга Ютты Рабе приводит к одной определенной мысли. В морской трагедии 1994 года без малого тысяча человек стали жертвой стихии по чьему-то злому умыслу. И молчание властей Швеции, Эстонии и Финляндии – знак их согласия с этим умыслом.
Так считает автор. Это ее право.