Анатолий Полетаев. Геология для всех, или Поговорим о странностях┘ Земли. – М.: КомКнига, 2007, 176 с.
Наиболее разумным из нашего славного племени безволосых обезьян идея антропоцентризма должна казаться смешной. Что это за царь природы, бессильный против кирпича, летящего с крыши? Однако со времени изобретения первого ручного рубила до времени запуска автоматического аппарата, летящего за пределы Солнечной системы, человек очень нравится самому себе, считает себя богоподобным и даже вред окружающей среде, приносимый собой, считает непоправимым.
В одном из романов лидера отечественной антинаучной фантастики Сергея Лукьяненко я как-то прочел об одной могущественной инопланетной цивилизации «геометров», которые решили переселиться из одной области Вселенной в другую. Сели на космические корабли и поехали, каким-то образом прихватив с собой родные планеты и даже родные звезды. А ведь все инопланетяне в фантастике антропоморфны в той или иной степени. Значит, человек – это звучит даже круче законов Ньютона!
В действительности же сорок Челябинсков за сто лет пока еще не могут так загадить атмосферу чуждыми ей газами, как может один порядочный вулкан за одно извержение. Небо же все равно остается синим. А недавнюю шумиху вокруг холодильников и дезодорантов, ставших причиной озоновых дыр над Антарктидой, следует и вовсе считать газетной уткой.
Недавно по каналу «Культура» показали замечательный английский научно-популярный фильм о подвижных материковых плитах, из которых состоит земная кора. Там убедительно доказывается, что со временем вся суша сольется в один материк, как уже дважды случалось в истории планеты. Это приводило к экстремальным похолоданиям и исчезновению 90% видов животных и растений. Что все челябинские и прочие заводы против тектонической плиты? Человек обязательно исчезнет, как самый грешный представитель фауны. А сколько он еще сумеет нагрешить, если это слияние материков случится только через 250 миллионов лет┘
Недорогая, как кажется, очень доступно написанная книга геолога Анатолия Полетаева не просто рекламирует науку о Земле. Она опрокидывает все идеи антропоцентризма, хотя автор, думаю, и не ставил таких целей. Можно даже сказать, что это не книга, а развернутое введение в геологию для всех, беглый дайджест. В каждой главе – большой перечень научно-популярной литературы как для школьников, так и для зрелых читателей.
Главы эти по большей части о том, что более-менее известно всем и вызывает непреходящее любопытство. Понятно, что на любой геологической выставке народ толпился бы возле стендов, рассказывающих об алмазах, а возле макета тектонической плиты останавливались бы единицы. Поэтому, следуя законам популярности, автор тупо с алмазов и начинает. Потом приводятся интересные сведения о воде. И, естественно, о самых хитовых геологических явлениях – землетрясениях, цунами, извержениях вулканов, наводнениях, оползнях. Даже о метеоритах. Даже об Атлантиде. Коротенькие наукоемкие очерки даже сопровождаются страничками «геопоэзии», как выражается автор. А в самом деле, почему бы описание Пушкиным наводнения в «Медном всаднике» или Языковым землетрясения в Константинополе не считать геопоэзией? Поэты чувствуют, когда надо писать о любви, а когда о главном.
Самое интересное, на мой взгляд, Полетаев оставил под конец книжки. Это сведения об НЛО. Не о тех, которые уже надоели, а о тех, на которых мы живем – «неопознанные линейные объекты». Это зоны трещин, деформаций блоков и платформ земной коры. Зоны наибольшей магнитной, тектонической активности. Они разной величины, эти морщинки на лике живой планеты. От глобальных до местных. Особенно любопытно, что человек издревле любил селиться на этих линиях и в местах их пересечения. Похоже, что живая и хитрая планета сама руководит человечками и заставляет жить в не самых скучных местах.
Автор приводит схему этих геологических линеаментов на территории Москвы. Два линеамента пересекаются в Выхино, где я живу. По-моему, пересекаются как раз возле моего дома. Что-то там асфальт подозрительно проседает. Поставлю-ка я эту книжку на видное место. Чтобы поменьше антропоцентризму предаваться.