Чем дальше, тем упорнее кажется мне, что национальность, она же этничность, была одной из самых неудачных, самых несчастных выдумок человечества. Пусть даже необходимой, пусть неизбежной, ладно, понимаю. Но, безусловно, неудачной – и, безусловно, губительной. Такой, от которой человечество теперь само не знает, как освободиться – хотя, должно быть, иной раз и радо бы. И не слишком, надо сказать, старается. Скорее наоборот.
Будучи раз выдуманной, национальность (как принцип, как угол видения мира и себя┘) теперь уже диктует свои условия. Приходится им подчиняться.
Можно даже более или менее точно сказать, когда все это началось – не так уж давно, по сути дела. Самая интенсивная работа по конструированию национального, по приписыванию ей всяческих позитивных смыслов шла в западном мире с конца XVIII века – и весь XIX век напролет. ХIX век вообще был парадом национализмов: немецкого, еврейского, чешского, венгерского, польского, итальянского, греческого, албанского┘ Народы радостно изобретали самих себя. А люди, к этим народам принадлежавшие, обретали в национальных проектах свои самые убедительные смыслы, самые светлые идеалы и готовы были их отстаивать с оружием в руках.
Такая возможность вскоре представилась.
Двадцатый век стал веком национальных государств – и катастрофических войн, в которых самыми смертоносными аргументами оказались именно национальные. За этническую принадлежность убивали. Нет, уже не за веру, не за национальный язык, не за национальную культуру – у человека вполне могло не быть ни первого, ни второго, ни третьего: только за «кровь», что бы под нею ни понималось. И не только евреев во время Холокоста. По тем же причинам фашисты убивали цыган. Азербайджанцы в Баку в январе 1990-го, на последнем издыхании «союза нерушимого республик свободных» – армян. Албанцы – сербов. Сербы – албанцев. Хуту – тутси. Тутси – хуту. Арабы – израильтян. Израильтяне – арабов. Русские бритоголовые ребятки – всех, кто покажется им слишком черным.
Чем станет XXI век – еще насмотримся. Но кое-что, согласитесь, уже видно.
И тем не менее – национальное соблазняет. Даже думающих, критичных людей – а может быть, их-то и в особенности. Оно умеет подавать себя как зона повышенной исторической – человеческой вообще! – актуальности и интенсивности; как более глубокий и осмысленный, чем «в среднем», контакт и с Историей, и, как знать, может, и с самим Бытием. Национальное, конструкт конструктов, умеет казаться человеку самым внутренним его существом, его личной, единственной формой. Его сущностью.
А ведь межчеловеческие различия проходят внутри каждого из нас. Раздирают каждого. Цельность – фикция (не потому ли люди так за нее цепляются?). Может быть, принадлежать лишь к одному из миров: национальных, культурных, смысловых, вообще человеческих – можно только ценой слепоты – добровольного самоослепления?
Честно говоря, неистово хочется быть человеком вообще. Всечеловеком.