Вячеслав Огрызко. В сжимающемся пространстве. – М.: Литературная Россия, 2006, 176 с.
Юкагирская литература: Сборник. – М.: Литературная Россия, 2006, 376 с.
Эвенкийская литература: Сборник. – М.: Литературная Россия, 2006, 320 с.
Некоторые фантасты любят поиграть в демиургов, попридумывать миры. Как правило, их фантазии хватает на планету, которой управляет демократический совет или деспотический император. Эта планета воюет с другой, которую населяют «иные», говорящие на «другом» языке. Иногда выдумываются две-три разные нации, а лучше расы, а еще лучше виды разумных существ, между которыми тоже возникают конфликты. Орки, там, всякие против хоббитов, а эльфы против гномов. Только у настоящего Демиурга хватило непознаваемой фантазии создать на Земле несколько тысяч народов и племен. Включая юкагиров-алайцев, юкагиров-чуванцев, юкагиров-яндинцев и др. Наверное, это разделение придумано, чтобы история состояла в основном из войн между народами, из возникновения межнациональных трудностей и успешного их преодоления при помощи кровопролитий. Притом, что от брака, допустим, тигра с львицей или хоббита с эльфийкой ничего не получится, а от папуаса с эскимоской получаются отличные дети. Еще было Демиургом придумано, чтобы прогресс народов шел неравномерно. И в этом нет ничего позорного. Все дело в климате. У одних сами собой растут пышки, а у других не растут даже шишки. Пушкин начал русскую литературу на 600 лет позже того, как Данте – итальянскую. Но со временем обе большие литературы больших народов сравнялись в достижениях.
Естественный процесс шел, пока в него не вмешалась советская власть. В свое время всем народам СССР (кроме неуправляемых цыган) была навязана письменность, а с ней и младописьменная литература. Число таких литератур и письменностей приумножалось в основном за счет малочисленных народов Севера. Писатели писали в основном о молодых пытливых тундровиках, меняющих традиционные промыслы на профессию нефтяника, или компилировали родную мифологию. Со временем, конечно, было создано нечто стоящее, но стоящее явно где-то в стороне от реальных литературных достижений. Разве что написанная по северным мотивам пронзительная повесть «Пегий пес, бегущий краем моря»┘ Написанная киргизом Айтматовым на русском языке. В едином Союзе писателей и в более высоких инстанциях рапортовалось о достижениях. В специальном институте в Ленинграде оленеводы и охотники получали высшее образование, писали стихи и прозу, как правило, сами делали подстрочники, редакторы делали переводы на русский, по которым эти литературные произведения доходили до чуть более широких читательских масс. Точнее говоря, нескольких десятков профессионалов-этнографов и любителей экзотики.
Пусть это прозвучит неполиткорректно, но Пушкину и Данте рождаться среди малочисленных народов поздно. А если и родится, то будет писать на русском, английском, китайском – любом старописьменном языке. Для настоящего развития языка столетия маловато. Да и стараний для развития никто особенно не прилагал. На эвенкийском или ненецком языке издавались буквари, иногда газеты. Но учебник физики или литературы никому и в голову не приходило издать.
До обрушения коммунистического государства младописьменная литература тихо тлела, как костер в чуме, а народы Севера и Дальнего Востока тихо существовали со своими главными проблемами. Вымиранием от алкоголизма и исчезновением оленьих пастбищ, охотничьих угодий из-за разработки новых нефтяных и газовых месторождений. После и до настоящего времени – все то же самое. Однако на волне советской ностальгии «Литературная Россия» затеяла довольно масштабный проект – издание литературоведческих сборников. Один из них посвящен видному деятелю хантыйской литературы Еремею Айпину, который был какое-то время даже депутатом Госдумы. «Юкагирский» сборник рассказывает, в частности, о ее основателе Тэки Одулоке и классике Семене Курилове, авторе двух романов. У эвенков тоже есть замечательные писатели – Галина Кэптукэ, Александр Латкин, Алитет Немтушкин┘
Помимо чисто литературных и этнографических вопросов в статьях решаются и общие: не прекратить ли добычу нефти на Оби и не вернуть ли хантам и манси их исконные охотничьи угодья; рассматривается идея Владимира Личутина о создании резерваций для малых народов как радикального способа спасения их от вымирания... Между прочим, тираж сборников – по 1000 экз. По данным последнего издания Большого энциклопедического словаря, численность юкагиров – около 1100 чел.