0
2336

12.04.2007 00:00:00

Юродивое православие

Тэги: епархия, смута, хроники


Хроника Сурожской смуты. Материалы и документы, посвященные событиям в Сурожской епархии Московского Патриархата (2001–2006 гг.). – СПб.: Алетейя, 2007, 312 с.

Книга представляет собой сборник, в который включены документы, посвященные событиям в Сурожской епархии Московского Патриархата в период с 2001 по 2006 год. Напомним вкратце суть событий: Сурожская епархия находится в Англии. Основал ее в шестидесятых годах ХХ века русский эмигрант первой волны, богослов и проповедник Антоний Блум (митрополит Антоний Сурожский). После его смерти епархию возглавил епископ Василий Осборн, который решил выйти из подчинения Москвы и перейти в подчинение Константинопольского Патриархата. Конечно же, заварилась каша: прихожане, большинство из которых русские эмигранты, воспротивились этому шагу своего епископа. Конечно же, возник конфликт между Русской и Вселенской Православными Церквами.

Но как же русская епархия в далекой Англии дошла до жизни такой? И главное – почему?

Покупая фрукты на лондонском рынке, русские эмигранты все еще смущались говорить на языке Шекспира, ведь понять, что они говорят, мог только другой такой же русский. Но когда русские, купив с горем пополам ананас, зашли в церковь и поняли, что даже православные священники не понимают их английского, исповедуя их, – они, эти наглые русские, возмутились. Их было много – толпы русских. И они стали диктовать свои условия. Они сказали: мы хотим исповедоваться на родном языке, мы хотим, чтобы к нам приехал русский священник!

«Ну что за люди такие! – сокрушался заседающий в православной церкви англоговорящий епископ Василий Осборн. – Ну до чего наглые эти русские! Понаехали! Сплошной совок!» Главный по церкви был не виноват в том, что он не знал русского языка, ведь он был родом американец. А недавно скончавшийся митрополит Антоний не научил его ни понимать, ни говорить по-русски.

К тому же Василий Осборн немного завидовал русским священникам, которых присылала Москва, чтобы понаехавшая в Англию паства могла исповедоваться на родном языке, и поэтому он всячески выживал их. Боялся, что они претендуют на его место. Когда выжил почти всех, совки начали гнать на главного по церкви, строчить всякие жалобные письма Московскому Патриарху.

Василий посокрушался, потом плюнул на все и сказал: «Вы мне надоели, уйду я от вас к Константинопольскому Патриарху!» Москва ему, конечно, не разрешила вот так просто взять и уйти. Однако он обманул всех и исподтишка все равно улизнул.

Но причина Сурожской смуты вовсе не в Василии Осборне (которого в России в один голос обвиняют в произошедшем расколе). Причина – в культурологических несовпадениях, в том, что национальное оказалось сильнее религиозного. И эти несовпадения, как шаровая молния – как только появятся на горизонте, жди беды.

Русское православие сродни нашему ландшафту: вон в совхозе Ясный Путь посередь дороги в грязи гнилая покрышка валяется, а в ней черт нору себе устроил и посмеивается над бабкой Марьей, которая знает, где бес прячется, и дьячка уговаривает ладаном махнуть на покрышку – а дьячок ей не верит, суеверия, думает. Или вон горько запил слесарь Толик, сидит на кухне, перед ним пузырек с аптечной настойкой боярышника, вилка в банке с огурцами, а Толик плачет: «Ой, беда, беда, что это за жизнь такая, Господи!»

Беспорядочное, убогое, грешное православие. И Бог свой, народный, – самый добрый, самый справедливый и самый жалостливый, любит страдающих и обездоленных и за пазуху их, родимых, кладет.

Сколько ни учи бабку Марью не ходить на Пасху на кладбище – она чинно службу отстоит, все поклоны, по канону положенные, выбьет, у батюшки исповедуется, а на Светлое Христово Воскресение все равно на родные могилки поедет. Хоть и говорит поп, что нельзя. Да только как же это – «нельзя»? Где же это видано! Что же это мы тут радуемся солнышку земному и яичкам освященным, а они-то, бедные, в сырой земле, им-то обидно. Не может бабка Марья не навестить родные свои могилки на Пасху – и все тут.

И пусть идет. Она права. Ну не будет у нас другой веры и жизни, люди мы такие: хаос в голове и боль в сердце. У нас даже атеисты в младенчестве крещеные. Поздно нас учить по правилам жить и молиться.

Ведь и Церковь – вот странность – у нас какая-то не такая. Что ни приход – то самостоятельный. «Вертикали власти», как у католиков, никогда у нас не будет.

Ну и результат – не спасли церковные законы Сурожскую епархию от раскола. Что же тут огорчаться, что не поняли англичане нашего юродивого православия? Не надо огорчаться, каждому свое: Богу – Богово, кесарю – кесарево; англичанам – овсянка, а нам – водку пить да Богу молиться. Хотя обидно, конечно, прости Господи, все равно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1277
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
661
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
588
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
755

Другие новости