Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. -М.: Лингва-Ф, 2007, 560 с.
Внушительный фолиант (авторский коллектив – А.В.Баталов, Л.Р.Вайнтрауб, М.Г.Карпова, В.В.Скопин, Л.А.Головкова; под общей редакцией доктора искусствоведения А.Л.Баталова) одновременно воскрешает одну полузабытую традицию и создает две другие. Слова «церковная археология», вынесенные в титул книги, далеко не случайны. Андрей Баталов говорит, что они знаменуют сознательный отказ от традиций секуляризованного, внецерковного москвоведения советской эпохи.
Возвращение к прежней церковно-археологической традиции оказалось делом непростым. Работы признанных корифеев жанра – Токмакова, Скворцова и других – весьма многочисленны, но давно стали библиографической редкостью. С научной точки зрения они во многом устарели. Создание новой школы московской «церковной археологии», судя по рецензируемой книге, удалось, но потребовало более чем десяти лет напряженных трудов – и собственно научных, и организационных. Еще в конце 1980-х годов, по признанию Андрея Баталова, у него созрел замысел целой книжной серии – «Биография московского храма» (по аналогии с популярной в свое время серией «Биография московского дома»). Но издать в начале 1990-х удалось лишь одну книгу о Казанском соборе на Красной площади. И вот давний замысел нашел наконец воплощение – фундаментальная книга описывает историю Ивановского монастыря, десяти приходских храмов и нескольких домовых церквей окрестной части Москвы. Более того, это как раз тот случай, когда целое больше, чем сумма слагаемых.
Книга заставляет взглянуть на историю города Москвы сразу под двумя новыми ракурсами – закладывая тем самым две новые традиции москвоведения. Традиционные «линейные» подходы – история одного дома или архитектурного комплекса, история улицы, история какой-либо персоны – в «Церковной археологии Москвы» отодвинуты на второй план новым комплексным подходом. Во-первых, к городской местности как к некоему законченному историческому и художественному целому, пронизанному тысячами на первый взгляд неприметных, но важных внутренних и потайных взаимосвязей. Во-вторых, история города, как выясняется, может быть рассказана как история церковных приходов – с переплетающимися биографиями, реальными, а не условными границами, неповторимым характером и смыслом. Оба эти контекстуальные направления изучения Москвы весьма перспективны, потому что старинная Москва и была комплексным историко-художественным организмом, постичь который невозможно, пользуясь достижениями и инструментарием какой-либо одной науки. Для истории Москвы, а для истории московской архитектуры в особенности, это новое слово (впрочем, звучавшее и ранее в специальных трудах А.В.Баталова по истории отечественной архитектуры).
Выбор Ивановской горки в качестве предмета исследования книги также не случаен: это один из немногих районов Москвы, сохранивших культурно-историческое своеобразие и в наши дни.
Собственно о книге можно сказать одно: ее нужно чрезвычайно внимательно читать и рассматривать: внимание воздастся сторицей. Принципы церковно-археологической школы требуют максимально полного собрания и издания всех имеющихся исторических материалов, касающихся того или иного храма. Не случайно одни архивные изыскания заняли у авторов более пяти лет. Зато результаты впечатляют: собранные по крупицам архивные и литературные сведения о существующих и уничтоженных храмах Ивановской горки систематизированы, выстроены, причинно-следственные связи исторических и художественных событий намечены и прослежены. В результате получилась книга не только о храмах, но в первую очередь о людях, в них служивших, молившихся, чья жизнь прошла внутри и около церковных стен.
Фактографическая скрупулезность не мешает и собственно искусствоведческим открытиям, одним из которых, например, является сопоставление труднодоступной и малоизвестной церкви Благовещенского погоста во Владимирской области с древним собором Ивановского монастыря и снесенным в советские времена храмом в подмосковном селе Ильинском, в результате которого памятники, доселе представлявшиеся случайными и одиночными явлениями в истории русской архитектуры, оказываются фрагментами цельной историко-художественной мозаики. К несомненным достоинствам книги следует отнести тот факт, что история древних памятников в ней не обрывается 1917 годом. Подробно рассказано в книге и о горьких временах поругания и разрушения московских святынь, и об их возрождении и реставрации в последние десятилетия.
Книга богато иллюстрирована старинными малоизвестными фотографиями, гравюрами и рисунками, архивными чертежами и планами, фотокопиями подлинных исторических документов. Автор художественно-исторических реконструкций старинного вида исследуемых памятников и их окружения В.А.Рябов достойно продолжил традицию, заложенную еще Д.Суховым, К.Лопяло и Н.Тамонькиным.
В общем, каждому истинному ревнителю московской истории было бы крайне полезно иметь такую книгу в собственной библиотеке. Если, конечно, повезет – тираж невелик, а цена┘ соответствует качеству издания.
И┘ как всегда после хорошей книги, хочется продолжения. Ведь в старой Москве, несмотря на все реконструкции, еще немало храмов и урочищ, заслуживающих столь же полного и любовного исследования.