Марина Жежеленко, Борис Рогинский. Мир Альфреда Хичкока. – М.: Новое литературное обозрение, 2006, 288 с., ил.
Судьба знаменитого на весь мир кинорежиссера Альфреда Хичкока и его фильмов в России сложилась не лучшим образом. Сам он в нашей стране не бывал никогда. В официальный российский кинопрокат его фильмы не попадали – не было их даже среди так называемых трофейных. Что-то показывалось по телевидению, что-то выходило на видео и DVD┘ Официальные власти его как-то не ругали, не запрещали, но и не пропагандировали. По большому счету не оценили его ни эстеты-киноманы, воспитанные на итальянском неореализме и захлебнувшиеся современным арт-хаусом, ни поклонники массивных блокбастеров. Ценить Хичкока нужно уметь. Видимо, поэтому в России он всегда был достоянием профессионалов. Подробный разбор его картин делали на занятиях и по сценарному мастерству, и по режиссерскому. У него и до сих пор есть чему поучиться – и умению создавать атмосферу в кадре, и способности мельчайшей (но предельно точно) деталью сказать о многом, и, наконец, невероятному таланту цепко держать зрительское внимание на протяжении всей ленты. Так что кинопрактики всегда ценили его гораздо выше, чем теоретики. Ну вот и до них дошла очередь.
Это книга – первое исследование творчества британского кинорежиссера Альфреда Хичкока, написанное российскими киноведами. А точнее, ни одно, а сразу два под одной обложкой.
Киновед М.Жежеленко написала подробнейший очерк жизни и творчества Хичкока. В главе «Жизнь и фильмы» она рассказывает – ни много ни мало – о том, как история ХХ века повлияла на судьбу режиссера и отразилась в его фильмах. Рамки, что примечательно, почти полностью совпадают┘
Трудно найти более яркую иллюстрацию к психоаналитическим теориям Зигмунда Фрейда, чем история детства Альфреда Хичкока. Ребенком он очень даже хорошо познал на себе, что такое страх. Однажды по просьбе его собственного отца совсем еще маленького Альфреда посадили в настоящую тюремную камеру – для острастки. В восемь лет он был отдан в иезуитский колледж, где провел шесть лет; главным чувством, которое прививали учащимся этого заведения, был страх – перед преподавателями, перед Церковью, перед дьяволом┘ Все эти страхи всплыли, когда Хичкок стал снимать собственные картины. Причем его первые опыты в профессиональном кино были далеки от той манеры, что выработалась потом и стала его визитной карточкой. Его первый сценарий по жанру был любовной драмой.
Автор первой главы отмечает особенности режиссерской манеры Альфреда Хичкока. Если большинство авторов криминальных историй стараются заинтересовать зрителя вопросом «кто преступник?», то он очень часто не делает из этого тайны. Его зритель знает больше, чем герой, и от этого только дольше за него боится. Потому что главной целью Хичкока всегда было – заставить зрителя трепетать. «Мастерски, как виртуоз на клавиши органа, режиссер нажимал на эмоциональные центры зрителя», – пишет Марина Жежеленко. Одну за другой она упоминает все картины Хичкока, подробно останавливаясь на самых значительных: «Веревка», «Незнакомцы в поезде», «Психо», «К северу через северо-запад», «Реббека», «Птицы» и др.
Вторая половина книги отличается радикально – философ Б.Рогинский в главе «На экране и за экраном» анализирует всего два фильма, между которыми больше двадцати лет: «39 ступеней» (1935) и «Головокружение» (1958). Но делает он это предельно подробно. Он не просто пересказывает содержание этих картин – он описывает и комментирует каждый его эпизод, каждый кадр. Зачем? «У Хичкока как-то всегда получалось показать весь мир, как в волшебном фонаре, на материале какой-нибудь довольно простой истории», – поясняет свой замысел автор┘
Таким автором читатель книги «Мир Альфреда Хичкока» получает два предельно разных, но одинаково пристальных взгляда на этот самый мир. Можно ли считать тему закрытой? Нет, конечно! Альфред Хичкок из тех автором, в котором можно открывать что-нибудь новое снова и снова. Но серьезный камень в основу теоретического постижения этого автора положен.
Борис Рогинский анализирует буквально каждый кадр из фильма «39 ступеней». Иллюстрация из книги |