0
1158

15.03.2007 00:00:00

На орбите Коляды

Тэги: театр в бойлерной, журнал урал


Театр в бойлерной – пьесы уральских авторов. – Екатеринбург: Журнал «Урал», 2006, 346 с.

«Театр в бойлерной» – один из проектов екатеринбургского «Коляда – театра» – детища Николая Коляды, драматурга, режиссера и просто театрального гуру.

На одном из субботников актеры разобрали странное грязное подсобное помещение, раньше служившее для отопления и вентиляции ДК Дзержинского, в подвале которого театр тогда проживал. В 2004 году в бойлерной зазвучали новые пьесы драматургов – учеников Николая Коляды. Формат еженедельных представлений в бойлерной – нечто среднее между читкой и спектаклем: текст читают с листа, проговаривая каждую ремарку и импровизируя по ходу. Есть и музыкальное сопровождение.

Так, на пути пьесы от автора на сцену образовался проверочный пункт: у драматургов появилась возможность не только заявить о себе, но и услышать собственный голос, «обкатать» пьесу.

На вопрос, как писать пьесы, преподаватель Екатеринбургского государственного театрального института Николай Коляда обычно отвечает: «очень просто: пишите слева – кто говорит, справа – что говорит». Незатейливый совет вырастил целое поколение драматургов. Многие из них, опять-таки не без помощи Коляды, уже успели стать известными. Пьесы, впервые прозвучавшие в бойлерной, сейчас ставятся, причем признание ученики Коляды находят далеко за пределами Екатеринбурга и Свердловской области.

Прочитав пять раз на десяти строчках фамилию Коляда, логично предположить, что пьесы его учеников будут тенями пьес учителя. Это совершенно не так. Влияние чувствуется, но тем не менее можно говорить о том, что в драматургии зазвучали новые самостоятельные голоса. Сборник «Театр в бойлерной» (редактор-составитель Николай Коляда) – 14 пьес очень разных авторов. Среди них – и начавшие писать недавно, такие как Артем Северский, Павел Казанцев, и уже известные – Олег Богаев, Александр Архипов. Не все пьесы одинаково гладки (к этому их явно не зовет и учитель, Николай Коляда), но их объединяет обезоруживающая искренность и некая отрешенность от сиюминутной жизни, от коммерческой ее стороны. Офисы, секретарши, менеджеры и генеральные директора у учеников Коляды если и попадают в пьесу, то только в гротескную комедию («Солнце еще высоко» Марии Ботевой и Юлии Ионушайте).

Они пишут только о том, что хорошо знают. Так, если у Коляды кто и пишет о детстве, будьте уверены, автор – вчерашний школьник, как Ярослава Пулинович. Ее «Учитель химии» – пронзительная пьеса о подростках, которые курят, как взрослые, но запускают самолетики из стодолларовых бумажек. Они еще не знают, чего хотят, делают глупости, но чувствуют, когда встречают что-то настоящее.

Открывает сборник – «Остров Мирный» Александра Архипова – жесткая пьеса о погранзаставе с дедами и стукачами, на которой неизвестно как сохранившийся романтик – старший лейтенант ставит «Ромео и Джульетту». Конечно, ничего хорошего из его затеи получиться не может. Эта предсказуемость, характерная, кстати, для многих пьес сборника, наверное, наиболее уязвима для критики.

Впрочем, есть в сборнике и совершенно невероятный Олег Богаев. Его «Сансара» – пьеса на грани абсурда. Приправленная мистикой или пародией на мистику, эта черноватая комедия поднимает совсем не веселые темы.

И еще три пьесы сборника не могут быть не упомянуты отдельно.

Прежде всего пьеса «Мамочки» Владимира Зуева, получившая первый приз на международном конкурсе драматургов «Евразия» в 2006 году. Пьеса о матерях, живущих единственной надеждой – разыскать своих сыновей-солдатиков, без вести пропавших на дорогах войны. Их богатство – детские карточки, солдатские письма и бесконечные воспоминания. Мертвые сыновья и матери встретятся и сядут за один стол – такова пьеса о сегодняшней войне, звучащая как новая мифология.

Другое открытие той же «Евразии» прошлого года – Александр Югов из Перми. Его пьеса «Грусть-печаль» – щемящая лирика о затерявшихся где-то в российской глубинке стариках. Они давно ничего ни от кого не ждут – ни от детей, ни от соседей, ни от жизни. Спокойно обсуждают, кто уйдет первым, кому достанется купленный когда-то по дешевке гроб. Доживают, попивают водочку и вдруг решают выяснить, а есть ли настоящая любовь.

Второй поклон деревенщикам в сборнике – «Деревенская сказка» Анны Батуриной. Шишиги, домовые, одноглазые ведьмы-повитухи из фольклорных давно выхолощенных персонажей в этой пьесе вновь превращаются в живых, интересных, жутковатых героев детских снов и страхов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
882
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
853
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
691
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
464

Другие новости