Для многих наших соотечественников именно Греция является настоящей землей обетованной. Кого-то влечет культура Эллады, кого-то – утверждение, что там «все есть» (например, норковые шубы). Знакомая, прочесывая интернет в поисках импортных женихов, выбирала исключительно греков и итальянцев, поскольку «там тепло и море». Хотя в Турции или Мозамбике тоже море и не холодно. Но Маше были особенно милы греки, потому что у них Акрополь. Наконец Маша поехала навстречу морю, солнцу и античным руинам. Вернулась быстро: слишком жарко, пыльно и скучно, а ездить любоваться на Акрополь каждый день не будешь. И вообще, по ТВ и на фото он гораздо красивее.
Вот и для самих греков в Греции есть не все, иначе зачем бы они испокон веков стремились в Россию? Ну, понятно, турецкое иго и сопряженные с ним ужасы и неудобства. Хотя греческий историк Кицикис утверждает, что не так худо жилось эллинским потомкам в Османской империи, где наряду с турками они были одной из «главных» наций. И греческий язык там никто не запрещал и даже не считал его «неблагородным» в отличие от турецкого.
Зато наши художники и литераторы посвятили Греции тьму-тьмущую картин, стихов и прозы, а греки много ли про Россию писали? Вот так, с ходу, ни одного произведения не вспомнить. Но это не значит, что их не было. В сборнике Иоанниса Николопулоса «Греки и Россия» приводятся стихотворения греческих авторов: первый неизвестен, второй – литератор и журналист XIX века Христос Христовасилис. Поэт-аноним сочинил длиннющую «Триумфальную оду 1812 года», в которой Афина «вниз слетает» с Олимпа и «шаг свой быстрый направляет/ в Петербург – державный град». Христовасилис написал оду покороче – «На коронацию российского императора Николая II (14 мая 1896 г.)», в которой наш последний монарх изображен вполне достойным коллегой Приама (который царь Трои) и прочих легендарных знаменитостей: «О, если б великий Гомер, мой прапрадед/ увидел венчанье на царство своим вдохновеньем –/ он создал б поэму, творенье бессмертное, чтобы и миг обессмертить и имя Твое. Я ж бессилен./ Богатство и слава, почет и держава и юность –/ Ты всем наделен. Разделяешь с богами/ могущество. Вот под пятою экватор –/ и голова Твоя Арктики льды озаряет┘»
А в Греции ни льда настоящего, ни снега┘ И что же там есть такое, чего нет у нас (если не брать в расчет оливки и прочие мелочи флоры и фауны. Норки-то, кстати, по нашим лесам бегают)? Пожалуй, только греческое слово «ностальгия». Может, за ней и стоит туда ехать.