Русско-еврейская культура: Сборник статей. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006, 496 с.
Материалы научной конференции, организованной Международным исследовательским центром российского и восточноевропейского еврейства в декабре 2005 года: ученые рассуждают о связях русской и еврейской культуры второй половины XIX – середины ХХ века. В качестве «героев» возникают имена разной степени известности – философ Владимир Соловьев и писатель Андрей Соболь, историк и литературный критик Семен Дубнов и теолог Шмуэль Александров┘
Что объединяло этих людей? Видимо, европейская толерантность и гуманизм, которые позволяли христианскому философу Соловьеву видеть в рабби Шмуэле глубокого мыслителя и выступать против любых форм апартеида российского еврейства, а меценатам Цетлиным поддерживать русских эмигрантов во Франции и Америке. Впрочем, гуманизм – понятие широкое. Журналист С.Ан-ский вспоминал беседу с тибетским ламой (Ан-ский был также этнологом, изучавшим народы Севера). Зашел разговор о преступлениях и наказаниях. Ан-ский рассказал о западном праве и подчеркнул гуманность гильотинирования. Лама удивился, как можно проливать человеческую кровь. Ан-ский, на протяжении разговора ощущавший себя «представителем высшей культуры», смутился: «А что вы делаете в Тибете с опасными преступниками?» «Мы не проливаем человеческую кровь! Мы их душим!» – гордо выпрямился лама.
Интересна статья об Андрее Соболе – эсере и еврейском националисте, писателе и журналисте. Некоторые исследователи сравнивают его рассказы о царской каторге с «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова, но в истории русской литературы он остался прежде всего автором публичного суицида. Версия такая. 1926 год. К целующейся парочке на Никитском бульваре в Москве подходит человек лет сорока: «Вы не будете возражать, если я здесь покончу с собой?» Достает пистолет и стреляет себе в грудь.
Такая вот культура. Куда ее отнести? К еврейской? Русской? Можно сказать о ней словами ее представителя, современного поэта-эмигранта Марка Мермана, ценимого Иосифом Бродским: «Я последний солдатик российской словесности, Иностранного легиона». В годы Второй мировой в составе британской армии сражалась Еврейская бригада. Воевала классно – громила нацистов в Италии. Почему бы не приложить это название и к российской культуре – пусть и в ней будет «еврейская бригада». Тем более, она действительно классная.