Меня всегда интересовали особенности взаимоотношений кинематографа и литературы – книги и кино. Как одно влияет на другое, как одни и те же процессы сначала проявляются в одном, а потом – в другом┘ Основной посыл «Изумрудной скрижали» триждымудрого Гермеса в том, что: «То, что вверху, подобно тому, что внизу». То есть у всех процессов одни законы, просто где-то они более заметны, а где-то – чуть менее. Так и в современной культуре – во всех отраслях происходят примерно одни и те же магистральные события, но где-то они уже более заметны, а где-то – менее.
Вот совсем недавно по телевизору показывали церемонию раздачи призов «Золотой орел». Я смотрел, часто негодовал, а потом замечал сам себе: «А ведь в книжном мире все примерно так же, только пока не так заметно».
На десяток номинаций – всего три, максимум пять фильмов. Причем из них меньше половины – тех, о которых как-то говорили, которые смотрели и обсуждали, которые в конце концов активно рекламировали! То есть выходит, что навязывают зрителю одни картины, а награждают другие! Лидеры проката остались почти незамеченными – «Дневной дозор» получил приз за лучший звук, а «Питер FM» не был отмечен даже так. И, в общем-то, поделом! Но почему названия картин, награжденных за лучшие костюмы и работу художника-постановщика и номиновавшихся на них, я ни разу не слыхал! Налицо – подобная горной пропасти разобщенность профессионалов и зрителей!
Больше всего удивило, что порой вручали награды именно за то, что активнее всего ругали и журналисты в прессе, и рядовые зрители!
К примеру, при всех хвалебных отзывах о фильме «Остров» многие отмечали слабость его сценария. Драматургическая основа картины действительно, если проанализировать, слаба. Персонажи ходульны и не меняются в течение всего фильма. Основная заслуга режиссера в том, что он хорошо подобрал исполнителей ролей, они-то все и вытянули. Откуда же тогда такой успех? Откуда редчайшее совпадение вкусов и профессионалов, и зрителей? Ведь этот фильм был абсолютным лидером теленедели – больше половины всех, кто смотрел в этот момент телевизор, смотрел именно его!
Секрет, по-моему, крайне прост: «Остров» – это едва ли не единственное из показанного по телевидению, в чем присутствовала духовность. Вот такое давно забытое понятие┘ Прокатчики и промоутеры, заливая экраны потоками коммерчески выстроенных продуктов, считают, что зритель хуже, чем он есть на самом деле. Боятся «загрузить». А зритель хочет, чтобы тронули его мозг и душу! Сценарий «Острова» слабоват, ведь написан еще только учеником, выпускником ВГИКа, но он по-ученически чистый, в нем «живет душа»! Именно в сценарии! Та душа, которой так не хватает всем остальным картинам! Да и подавляющему большинству книг┘
Как сказал один мой приятель по другому поводу: «Мы уже научились заниматься любовью, но еще не научились доставлять друг другу удовольствие». И так во всех областях современной культуры.