Юрий Безелянский. КиноStory: Взлеты и падения звезд. – М.: Октопус, 2006. – 224 с.
Любопытно наблюдать, как буквально на глазах меняется формат российского поп-киноведения – ну, то есть не тех книг, что выходят редко и помалу для нужд профессиональных кинематографистов, а тех, что печатаются большими тиражами и предназначены «широкому кругу читателей». Его уже не узнать. Можно ради смеха сравнить первую главу из этой вот книги, посвященную великому комику Чарли Чаплину, с объемной монографией о нем же, выпущенной в 1960 году. Кроме нескольких имен и названий фильмов – ничего общего. Ни единого факта жизни и творчества, который попал бы и туда, и туда┘
В старых книгах о деятелях кино – даже в самых популярных – все-таки центральное место занимал анализ фильмов. Ну, естественно, в контексте марксистских воззрений на искусство и вперемешку с высказываниями звезды о Стране Советов. Зато в нынешних книгах о деятелях кино их творчество остается исключительно поводом для написания текста, а его содержанием оказывается исключительно их личная жизнь. Вот и вышеупомянутая глава о Чаплине называется «Вторая «Золотая лихорадка». Уже в самом названии – противопоставление его, пожалуй, самому популярному фильму, а значит, и всему его кинематографическому творчеству. Второй «Золотой лихорадкой» журналисты назвали бракоразводный процесс Чаплина с его второй женой Литой Грей, а писатель и журналист Юрий Безелянский – всю историю взаимоотношений великого комика с женщинами. В тексте упомянуты все четыре жены Чарли и добрая половина его любовниц, но всего пять фильмов. Это более чем из восьми десятков его работ!
Та же история и со всем остальными героями книги. А это, надо сказать, звезды кино всего ХХ века, и причем – первой величины. В книгу вошли очерки о Франческе Бертини, Вере Холодной, Кларке Гейбле, Марлен Дитрих, Грете Гарбо, Рите Хейворт, Керке Дугласе, Аве Гарднер, Марлоне Брандо, Марчелло Мастрояни, Мэрилин Монро, Одри Хёпберн, Элизабет Тейлор, Бриджит Бордо, Софии Лорен и Катрин Денёв┘
Но, конечно же, во всех историях на первом месте их личная жизнь, а не творческая. В общем, профессиональным киноведам тут делать нечего┘ Ну, да и не для них эта книга, она адресована простым читателям и написана вовсе не киноведом, а журналистом и писателем Юрием Безелянским. Его и не интересует анализ кинокартин, и прочих киноведческих потугов от него и ждать не надо этого – ему дороги судьбы людей, ставших киноиконами ХХ века, из них он делает почти художественные произведения. И эти судьбы – вполне реальные, но преломленные фантазией беллетризатора – повод для ярких и выразительных рассказов. И это, согласитесь, гораздо интереснее, чем анализ их фильмов.